Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Советы писателям

Ты кто?
Фикрайтер/публикуюсь иначе
Пишу "в стол"
Еще только собираюсь писать

Приветствую всех писателей, начинающих и нет, фикрайтеров и тех, кто еще ничего не публиковал!

 

У меня давненько копятся "Писательские заметки" на телефоне. Это советы писателям, которые я собираю по крупицам в Великом и Всезнающем Интрнете. А тут пришла мысль - почему бы не поделиться ими с вами?..

Мачли ☭, Алесса |специальный агент| и 6 отреагировали на эту запись.
Мачли ☭Алесса |специальный агент|𝙻𝚞𝚝𝚒𝚎𝚗Сахарный (с)краб✨Ari✨Удаленный пользовательУдаленный пользовательАзазель

Интересно, какие тут будут советы.

совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.

рем [они/их], Ксентира ✯ и 4 отреагировали на эту запись.
рем [они/их]Ксентира ✯༄ ваше высокопреосвященство㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡Сахарный (с)крабФеникс
Цитата: Феникс от 25.11.2022, 19:08

Приветствую всех писателей, начинающих и нет, фикрайтеров и тех, кто еще ничего не публиковал!

 

У меня давненько копятся "Писательские заметки" на телефоне. Это советы писателям, которые я собираю по крупицам в Великом и Всезнающем Интрнете. А тут пришла мысль - почему бы не поделиться ими с вами?..

Приветик)) Уже хочу услышать совет и обсудить))

Феникс отреагировал на эту запись.
Феникс
Цитата: 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧 от 25.11.2022, 19:45

совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.

Совет на то и совет: хочешь - пользуйся, хочешь - нет (да, во мне есть и немного от поэта)  Смайлик 

Сахарный (с)краб отреагировал на эту запись.
Сахарный (с)краб

Страх чистого листа

Вот несколько методов сдвинуться с мертвой точки и начать книгу.

📝 Отключите перфекционизм. Сейчас ваша задача — рассказать историю. Редактировать вы будете потом. Не перечитывайте написанное, не меняйте по 100 раз порядок слов. Просто начните писать, ничего не исправляя. Позвольте тексту быть неидеальным.

📝 Представьте, что вы пишите письмо подруге или другу. Начните со слов: «Алена, привет. Мне нужно тебе кое-то рассказать. Только, пожалуйста, никому. Эта история произошла со мной (с одной моей знакомой)…». Далее рассказывайте историю.

📝 Начните повествование не с начала. Пропустите первое предложение, первый абзац, вы сможете вернуться к ним позже. Можно вообще начать писать книгу с финальной сцены, с кульминации, с середины, со второй главы. Начните писать ту часть, которая дается легче всего. Так вы распишетесь, и потом уже будет легче перейти к началу.

📝 Попробуйте писать на телефоне. Открытый ноутбук и чистый лист текстового документа давят ощущением грандиозности? Попробуйте писать на телефоне в заметках или заведите для этого дела чат с собой в Телеграме. Так у вас возникнет иллюзия интимности и повседневности происходящего.

📝 Тщательно спланируйте книгу. Без подготовительной работы не так-то просто взять и начать писать книгу. Прописанный заранее план поможет преодолеть страх чистого листа и даст понимание, куда двигаться.


📝 Начать с "короче,...", потом отредактировать (мой любимый  Смайлик )

Ксентира ✯, ㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡ и 3 отреагировали на эту запись.
Ксентира ✯㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡Сахарный (с)краб✨Ari✨Удаленный пользователь

Приглашаю @laketigress. Видела у тебя форум о писательских советах, думаю, эта тема может быть тебе интересна  Смайлик 

Удаленный пользователь отреагировал на эту запись.
Удаленный пользователь
Цитата: 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧 от 25.11.2022, 19:45

совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.

вообще - да, но все же есть пару мелочей, которые сделают текст более профессиональным. 

Феникс отреагировал на эту запись.
Феникс

Интересная тема)

+читатель. 

Феникс отреагировал на эту запись.
Феникс

Разбивка на главы

Не всег­да по­нят­но, как и ког­да за­кан­чи­вать гла­вы, на ка­ком мес­те, ка­кими они дол­жны быть по объ­ему. Есть не­кото­рые хит­рости, ко­торые по­могут най­ти от­ве­ты на эти воп­ро­сы:

1. Пла­ниру­ем за­ранее
Не­кото­рые пи­сате­ли пред­по­чита­ют еще при пла­ниро­вании раз­бить текст на гла­вы. Но это не са­мый конс­трук­тивный ме­тод, так как в про­цес­се на­писа­ния кни­ги час­то при­ходит­ся от­сту­пать от пер­во­началь­но­го пла­на. По­это­му луч­ше пла­ниро­вать кни­гу не по гла­вам, а по эпи­зодам и сце­нам. То есть де­лать раз­бивку тек­ста на от­дель­ные сце­ны. Тог­да при на­писа­нии вы бу­дете ви­деть, что пос­ле той или иной сце­ны нуж­но сде­лать пе­рерыв. Про­цесс раз­бивки ста­нет ор­га­нич­ным, вам не нуж­но бу­дет «втис­ки­вать» се­бя в рам­ки пла­на, сос­тавлен­но­го год на­зад.

2. Де­ла­ем пе­рерыв «на по­воро­те»
Все из­ме­нения, ко­торые про­ис­хо­дят в тек­сте, будь то сме­на мес­та дей­ствия, но­вая сю­жет­ная ли­ния или сме­на фо­каль­но­го пер­со­нажа (того, от лица котрого ведется повествование) — это по­вод на­чать с но­вой гла­вы. Чи­татель ждет пе­ремен в но­вой гла­ве, по­это­му его ожи­дания нуж­но воз­награ­дить. Нап­ри­мер:

Он вы­тер пот со лба, в пос­ледний раз пос­мотрел на од­но­об­разное, мед­но­го от­тенка, аф­ри­кан­ское не­бо и по­пытал­ся раз­гла­дить свою мок­рую кур­тку. «С этим за­кон­че­но, — ска­зал он Го­вар­ду. — По­еха­ли в а­эро­порт». КО­НЕЦ ГЛА­ВЫ

НА­ЧАЛО НО­ВОЙ ГЛА­ВЫ: Мэйн. Прох­ладно, ту­ман­но, кру­гом все зе­лене­ет. Свин­цо­вые ту­чи…

3. Де­ла­ем па­узы в раз­гар дей­ствия
Воп­рос, ко­торый сто­ит всег­да дер­жать в уме: как мож­но за­кон­чить эту гла­ву так, что­бы сон­ный чи­татель про­дол­жал чи­тать с фо­нари­ком под оде­ялом, лишь бы уз­нать, как раз­ре­шит­ся кон­фликт или най­дет ли ге­рой от­вет на зна­чимый воп­рос.

Ес­ли вы стре­митесь к это­му «еще-стра­нич­ку-и-спать эф­фекту», то сто­ит иг­рать на прин­ци­пе «ста­рой доб­рой ска­лы, с ко­торой вот-вот сва­лит­ся ге­рой». Прав­да, при этом важ­но не пе­ре­иг­рать, ина­че, ес­ли каж­дая гла­ва бу­дет за­кан­чи­вать­ся по­доб­ным об­ра­зом, чи­татель очень быс­тро ус­та­нет от нап­ря­жения. Че­редуй­те темп, где-то мож­но за­кон­чить гла­ву на са­мой яр­кой сце­не бит­вы, а где-то дос­та­точ­но по­казать, что ге­рой на­шел днев­ник ан­та­гонис­та и вот-вот рас­кро­ет его глав­ный сек­рет.

4. Об­ра­ща­ем вни­мание на лю­бимые кни­ги
Пос­мотри­те, как раз­би­ва­ет текст по гла­вам ваш лю­бимый пи­сатель? Ка­ким об­ра­зом он зас­тавля­ет чи­тате­ля пе­рево­рачи­вать стра­ницы даль­ше и даль­ше? Нап­ри­мер, мно­гие пи­сате­ли да­ют в кон­це гла­вы но­вую ин­форма­цию, что­бы за­ин­те­ресо­вать чи­тате­ля и под­держи­вать нап­ря­жение.

㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡, Сахарный (с)краб и 2 отреагировали на эту запись.
㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡Сахарный (с)крабУдаленный пользовательУдаленный пользователь

Шесть советов по описанию внешности персонажа

Ох, как же я ус­та­ла от этих од­но­об­разных, по­хожих на за­пол­не­ние ка­кой-ни­будь ан­ке­ты для со­ци­аль­но­го ис­сле­дова­ния, опи­саний внеш­ности ли­тера­тур­ных ге­ро­ев. Ну, приз­най­тесь, вы мно­го раз встре­чали по­доб­ное: «У нее бы­ли зо­лотые во­лосы и ка­рие гла­за. Оде­та она бы­ла в бе­лую блуз­ку и се­рые джин­сы, а на но­гах бы­ли туф­ли-ло­доч­ки, на вы­соком каб­лу­ке».

И ес­ли бы та­ким пес­три­ли толь­ко ра­боты на­чина­ющих — нет, эта бо­лезнь уже проб­ра­лась на пол­ки книж­ных ма­гази­нов и вов­сю ша­рит по на­шим кар­ма­нам. Раз­ве не хо­чет­ся про­пус­тить та­кой аб­зац, ед­ва толь­ко он воз­ни­ка­ет пе­ред гла­зами? Ес­ли вы то­же не хо­тите штам­по­вать кон­вей­ер­ные нуд­ные опи­сания и ище­те от­вет на воп­рос «а как же тог­да до­нес­ти до чи­тате­ля внеш­ность ге­роя?» — эта статья даст вам нес­коль­ко ре­шений.

Лай­фхак 1: Не опи­сывать внеш­ность.

Прос­то за­будь­те об этом.

Не для каж­дой ис­то­рии нам дей­стви­тель­но нуж­но знать, как выг­ля­дит пер­со­наж. Ес­ли вы пи­шете ми­ни­атю­ру на две стра­ницы, где глав­ная ге­ро­иня вы­иг­ра­ет в ло­терею бла­года­ря счас­тли­вому слу­чаю, так ли нам нуж­но знать, ка­кого цве­та на ней бы­ла блуз­ка? Так и в боль­ших про­из­ве­дени­ях: к че­му опи­сывать внеш­ность пер­со­нажа, ко­торый про­сущес­тву­ет не бо­лее нес­коль­ких стра­ниц? Что­бы по­том, сни­мая фильм по ва­шей кни­ге, пя­тому луч­ни­ку в седь­мом ря­ду не за­были сде­лать ры­жие куд­ри?

Лай­фхак 2: Да­вай­те все ан­ке­ты од­ним бло­ком.

Ес­ли так нуж­но опи­сать внеш­ность, но все опи­сания идут по на­шему «лю­бимо­му» шаб­ло­ну, прос­то сде­лай­те из них нас­то­ящие ан­ке­ты для каж­до­го пер­со­нажа и по­мес­ти­те их в кон­це кни­ги, или пе­ред на­чалом. Так, нап­ри­мер, пос­ту­пали дра­матур­ги-клас­си­ки (вспом­ни­те Го­голя), вы­нося спи­сок пер­со­нажей и их опи­сания пе­ред пь­есой.

Ан­ке­та мо­жет иметь вид:

Имя пер­со­нажа
Во­лосы:
Гла­за:
Одеж­да:

Ну или что вы хо­тите ука­зать. Мож­но да­же рост/вес ци­фер­ка­ми. Ка­кая-ни­какая, а у вас уже по­явит­ся собс­твен­ная фиш­ка, ко­торая вы­делит ва­ше твор­чес­тво сре­ди дру­гих про­из­ве­дений. Плюс, текст не бу­дет заг­ру­жен ос­та­нав­ли­ва­ющи­ми все дей­ствие опи­сани­ями.

Лай­фхак 3: Раз­бро­сай­те от­дель­ные час­ти опи­сания по тек­сту.

Да, ге­роя же­латель­но мак­си­маль­но сфор­ми­ровать в го­лове у чи­тате­ля за од­ну-две стра­ницы. Но не обя­затель­но де­лать это од­ним мас­сивным аб­за­цем. Это все рав­но, что по­пытать­ся за­тол­кнуть в че­лове­ка та­рел­ку су­па од­ним ма­хом. Так и по­давить­ся мож­но.

Нет уж, да­вай­те луч­ше бу­дем скар­мли­вать его чи­тате­лю по ло­жеч­ке. Сна­чала под­меть­те од­ну де­таль, по­том вто­рую, за­тем и третью, и все это, не пре­рывая дей­ствия. Так хоть бу­дет на­деж­да, что чи­татель не про­пус­тит все это и бу­дет в кур­се внеш­ности пер­со­нажа. Ста­рания не про­падут зря.

Со­вет 4: Об­ра­щай­те вни­мание не толь­ко на внеш­ность.

У лю­дей есть столь­ко ха­рак­терных осо­бен­ностей: по­ход­ка, го­лос, сло­ва-па­рази­ты, за­пахи, вы­раже­ния ли­ца, жес­ты. Но на­чина­ющие ав­то­ры по­чему-то ра­бота­ют ис­клю­читель­но сво­им цве­товос­при­яти­ем и рвут­ся до­нес­ти до на­шего моз­га ин­форма­цию, по­лучен­ную от кол­бо­чек и па­лочек.

Но, ес­ли вы уже бы­ли на этом эта­пе, поп­ро­буй­те шаг­нуть даль­ше — при­думай­те осо­бую ма­неру для ге­роя. По­нача­лу во­об­ще от­ка­житесь от всех ат­ри­бутов клас­си­чес­ко­го «ан­кетно­го» опи­сания внеш­ности. Опи­сывай­те ге­ро­ев чем угод­но, толь­ко не их во­лоса­ми, гла­зами, рос­том, ве­сом, цве­том ко­жи и одеж­дой. Мо­жете при­думать им хрип­лый го­лос — то­же ба­ян, но уже ни­чего. Веч­ную улыб­ку на ли­це или, на­обо­рот, оби­жен­ное вы­раже­ние — еще луч­ше.

«Он был мне неп­ри­ятен из-за сво­его дур­но­го за­паха и туч­но­го ви­да»

«Этот па­рень толь­ко и де­лал, что раз­ма­хивал ру­ками и под­креп­лял свои сло­ва не­замыс­ло­ваты­ми жес­та­ми».

Со­вет 5: Ищи­те си­нони­мы.

Вы­пиши­те всю внеш­ность пер­со­нажа на от­дель­ный лис­ток. А те­перь, возь­ми­те ка­ран­даш и при­думай­те хо­тя бы по пять си­нони­мов к каж­до­му сло­ву, сло­восо­чета­нию. Это мо­гут быть и ме­тафо­ры, и эпи­теты, пре­уве­личе­ния — не обя­затель­но быть точ­ны­ми. Прос­то от­ко­пай­те в сво­ей го­лове все, что на­поми­на­ет вам это опи­сание.

«У нее бы­ли зо­лотые во­лосы»

Шаг за ша­гом за­меня­ем:
«Она бы­ла блон­динкой»
«Её ше­велю­ра на­поми­нала зо­лотую сок­ро­вищ­ни­цу кар­ди­нала»
«Её во­лосы бы­ли по­хожи на сол­нце»

При­мер из опи­сания пер­со­нажа од­ной из ро­левых:

«Оче­вид­цы го­вори­ли, что на го­лове у нее по­селил­ся ры­жий еж. Са­ма де­вуш­ка ис­крен­не ве­рила, что это во­лосы».

Прев­ра­тите свои опи­сания в пир­шес­тво язы­ка — и ваш чи­татель не смо­жет их за­быть, да­же ес­ли за­хочет. Не­кото­рые лю­ди, кста­ти, с осо­бым удо­воль­стви­ем чи­та­ют кра­сиво на­писан­ные тек­сты, лишь из-за сти­ля. Они прос­то нас­лажда­ют­ся сло­гом. По­чему бы не по­радо­вать та­ких чи­тате­лей?

Со­вет 6: Опи­сывай­те в дей­ствии.

Еще один при­ем. Вмес­то то­го, что­бы вез­де всо­вывать на­до­ед­ли­вый гла­гол «быть» в про­шед­шем вре­мени, луч­ше при­думать ка­кое-ни­будь дей­ствие.
Те же са­мые раз­несчас­тные во­лосы мо­гут: быть (пло­хо), ле­жать на пле­чах (уже луч­ше), стру­ить­ся по пле­чам, раз­ве­вать­ся на вет­ру, лезть в ли­цо пас­са­жирам в мет­ро, мо­гут тор­чать, сви­сать, пу­тать­ся, спле­тать­ся и так да­лее.

«По пле­чам де­вуш­ки стру­ились зо­лотые, как сок­ро­вища кар­ди­нала, во­лосы» — то­же пло­хова­то, кста­ти. Так что ищи­те свой стиль.

Так же мож­но да­вать эти опи­сания всколь­зь, опи­сывая ка­кое-то со­бытие:

«Она рез­ко раз­верну­лась, и зо­лотая вол­на её во­лос про­мель­кну­ла пря­мо у ме­ня пе­ред гла­зами».

㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡, Сахарный (с)краб и Удаленный пользователь отреагировали на эту запись.
㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡Сахарный (с)крабУдаленный пользователь

на самом деле годные советы... еще есть такой момент, что если происходят какие-то динамичные действия, то не стоит их расписывать на две страницы. в общем, длина и построение предложения должны соответствовать его настроению.

Сахарный (с)краб, Феникс и Удаленный пользователь отреагировали на эту запись.
Сахарный (с)крабФениксУдаленный пользователь
Цитата: Азазель от 27.11.2022, 21:35

на самом деле годные советы... еще есть такой момент, что если происходят какие-то динамичные действия, то не стоит их расписывать на две страницы. в общем, длина и построение предложения должны соответствовать его настроению.

Да) Для большинства экшн - сложная тема. О нем у меня тоже была статейка, выложу сюда.

Сахарный (с)краб и Удаленный пользователь отреагировали на эту запись.
Сахарный (с)крабУдаленный пользователь

Как писать экшн

Итак, если Вы читаете эту статью, Вы, вероятно, кое-что знаете о том, как нужно хорошо писать. Возможно, у Вас есть сюжет. У вас в голове есть готовые сцены. Быть может, у вас вообще уже все готово и вы просматриваете свою работу. Но все еще что-то не так с динамическими сценами. Они перенесены на бумагу в точности так, как сложились у вас в голове, во всех деталях. И все же – до слез обидно – вместо экшна Вы имеете сцену, не производящую иного впечатления, кроме ощущения мирного восхода солнца.

Экшн состоит из быстрой смены действий, нечто прямо противоположное медленному восходу. Конечно, каждый знает это. Но всегда остается вопрос, как же описать эти действия правильно. Каждый из нас с этим когда-нибудь сталкивался, и некоторым людям может потребоваться много времени, чтобы понять, что нужно делать. А что происходит, как только они понимают? Решение кажется настолько очевидным, что они поражаются, как не видели его раньше.

Я приведу несколько простых примеров, помогающих значительно усовершенствовать уровень написания динамичных сцен. Приведенный ниже отрывок – не часть какого-то конкретного произведения, а написан специально для демонстрации того, как не нужно писать экшн. Этот пример – преувеличение того, что часто выходит из-под пера начинающего писателя. Затем мы будем шаг за шагом его улучшать, так что вы сможете четко отслеживать различия.

Итак, готовы? Начинаем:

«Джанис подпрыгнул в воздух, перемахнув через большой гранитный валун, даже не коснувшись его поверхности коричневыми кожаными ботинками. Краем глаза он заметил блеск металла и, обернувшись, увидел огромное уродливое чудовище — тролля, размахивающего здоровенным мечом, гравированным узорами в виде глаз и когтей драконов. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, ее качественное, простое лезвие выдержало силу зверя.

Затем, темная фигура, которую он пытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертоносное, но прекрасное на вид оружие на Джаниса. В тот же самый момент тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».

Скукота, не так ли? В общем, всё это могло бы прокатить, но только если внести серьёзные исправления. Ваша неудавшаяся экшн сцена может нуждаться и в меньшей переделке, чем приведенный выше отрывок. Но даже в этом случае, я предлагаю, вам прочесть каждый шаг, чтобы лучше понять, как совершенствовать свои эпизоды.

Шаг первый: убираем описания

Правильно. Если ведете напряженное сражение, разве станете замечать мелкие детали? Вы скорее заметите, что вас собираются ударить мечом. Тонны описания сводят действие на нет. Используйте большое количество описаний в тех сценах, где время течет медленно и лениво. Вспомним восход солнца. Если вы хотите нарисовать трепетную сцену удивительной красоты, описание — ваш лучший друг! Но в экшне это ваш худший враг.

«Джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. Краем глаза он заметил блеск металла и обернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.

Затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертельное оружие на Джаниса. В тот же самый момент тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».

Лучше… но все еще нуждается в серьезной работе.

Шаг второй: лучше подбираем слова!

Если действие динамичное, нужно использовать слова, которые подразумевают скорость или быстроту.

«Джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. Краем глаза он заметил блеск металла и развернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.

Затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом нацелив на Джаниса лук. Стрела сорвалась с тетивы, а тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, а меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».

Еще лучше. Заметьте, что изменений совсем немного, и все же действие значительно ускорилось. Кроме того, постарайтесь не использовать снова и снова одни и те же, пусть даже «быстрые» слова. Это столь же пагубно отразится на вашей работе.

Шаг третий: Более короткие предложения.

В динамичных сценах лучше всего строить предложения на основе глаголов. Существительные зачастую можно отбросить, и от этого язык только выиграет. А все сложные предложения необходимо поделить на простые. Не верите мне? Кажется, что стиль тогда станет неуклюжим? Тогда смотрите пример.

«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.

Темная фигура оказалась в поле его зрения. Мальчик попытался поймать и уничтожить ее. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук. В то же мгновение стрела сорвалась с тетивы. Тролль взмахнул мечом. К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его. Парень прыгнул».

Как вам это для сравнения? На первый взгляд, в чем-то стало хуже. И действительно, с каждым шагом мы все больше теряем в образности. Зато значительно выигрываем в темпе. Ваша задача – подобрать правильный баланс. Можно ли сделать еще больше?

Шаг четвертый: короткие абзацы!

Если есть момент, который вы желаете подчеркнуть, выделите его в отдельный абзац. Делая это, вы расставляете акценты, и короткие предложения смотрятся лучше. Внимание читателя заостряется на том, что помещено в маленький абзац.

«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.

Темная фигура оказалась в поле его зрения.

Мальчик попытался поймать и уничтожить ее. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук.

Стрела сорвалась с тетивы.

Тролль взмахнул мечом.

К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его.

Парень прыгнул».

Чувство напряженности достигнуто. На этом можно остановиться. Однако, есть все еще несколько моментов, позволяющих сильнее проработать динамичную сцену. Они не являются обязательными, но могут оказаться полезными.

Последнее: структура и фрагменты.

Короткие предложения звучат немного коряво из-за большого количества повторений. Это можно сгладить, меняя кое-где местами существительное и глагол, но не стоит делать этого часто, вы можете разрушить композицию.

Иногда изменив порядок слов, или используя фрагменты предложений, можно добиться большого эффект. Да, это стилистически не совсем правильно, однако, как это ни прискорбно, но такой прием может полностью изменить вашу сцену к лучшему. Если, конечно, не злоупотре*ть.

«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел, что это было. Тролль, размахивающий здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.

Темная фигура оказалась в поле его зрения.

Да, пугающе. Парень попытался поймать это пугало. И уничтожить. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук.

Стрела сорвалась с тетивы.

Тролль взмахнул мечом.

К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы.. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его.

Парень прыгнул».

Сравните это с первым приведенным примером. Видите различие? Попробуйте прочесть вслух, так чтобы можно было почувствовать изменение в атмосфере, напряженности и темпе.

Эпизод еще может быть улучшен. Как видите, это бесконечный процесс… Поиграйтесь с вашей сценой. Продолжайте изменять ее, пока не получите тот самый эффект, которого хотели достигнуть. Если близко подобрались к желаемому результату, сохраните сцену и скопируете ее в другой документ на случай, если под конец все испортите. Вы ведь не хотите свести на нет все свои труды, не так ли?

И последний совет — постараться не злоупотре*ть любым из приведенных приемов. Создание правильной атмосферы – вещь очень тонкая, и нужно соблюдать баланс. Некоторые эпизоды много раз придется переделывать, перефразировать, перекомбинировать, пере- то, пере- это. Но пусть это не будет для вас препятствием! Атмосферы экшна не так легко эффективно достигнуть. Это нормально. И чем большее практики, тем лучше результат.

Детали

Как можно больше ДЕТАЛЕЙ. Причём это могут быть абсолютно разные детали: чувства героя («сердце больно вздрогнуло»), чувства его соперника («появилась нахальная улыбочка»), какая-то особенность, связанная с оружием («блестящее лезвие») и много чего ещё. Однако не забывайте, что детали должны быть важными. Не стоит описывать мимолётные вещи, вроде как «птицы пролетели над головой» или «солнце уже встало за деревьями». Лучше вставьте такие отвлечённые моменты про «птиц» и «солнце» где-нибудь в конце или начале битвы, чтобы этим подчеркнуть обстановку и состояние героев. Но в «самое пекло» (то есть, разгар битвы) не надо ставить лишнего.

Список вопросов, которые нужно задать себе о участниках драки:
1. Где они находятся?
2. Что видят вокруг себя?
3. Как расположены относительно друг друга и деталей пейзажа/обстановки?
4. Во что одеты?
5. Что ощущают всеми пятью чувствами (или большим количеством чувств, если персонажи - не люди а экстрасенсы какие-нибудь)?
6. Им жарко, холодно?
7. Какие запахи тревожат их обоняние?
8. Не жмет ли им одежда?
9. Устали они или, наоборот, полны сил?
10. О чем думают?
11. Что слышат?

painkiller, ㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡ и 4 отреагировали на эту запись.
painkiller㋡D̆̈ă̈s̆̈t̆̈㋡Сахарный (с)краб✨Ari✨Удаленный пользователь『 Карма 』
Back to top button