Советы писателям
Цитата: Феникс от 25.11.2022, 19:08Приветствую всех писателей, начинающих и нет, фикрайтеров и тех, кто еще ничего не публиковал!
У меня давненько копятся "Писательские заметки" на телефоне. Это советы писателям, которые я собираю по крупицам в Великом и Всезнающем Интрнете. А тут пришла мысль - почему бы не поделиться ими с вами?..
Приветствую всех писателей, начинающих и нет, фикрайтеров и тех, кто еще ничего не публиковал!
У меня давненько копятся "Писательские заметки" на телефоне. Это советы писателям, которые я собираю по крупицам в Великом и Всезнающем Интрнете. А тут пришла мысль - почему бы не поделиться ими с вами?..
Цитата: Удаленный пользователь от 25.11.2022, 19:45совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.
совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.
Цитата: Алесса |специальный агент| от 25.11.2022, 19:51Цитата: Феникс от 25.11.2022, 19:08Приветствую всех писателей, начинающих и нет, фикрайтеров и тех, кто еще ничего не публиковал!
У меня давненько копятся "Писательские заметки" на телефоне. Это советы писателям, которые я собираю по крупицам в Великом и Всезнающем Интрнете. А тут пришла мысль - почему бы не поделиться ими с вами?..
Приветик)) Уже хочу услышать совет и обсудить))
Цитата: Феникс от 25.11.2022, 19:08Приветствую всех писателей, начинающих и нет, фикрайтеров и тех, кто еще ничего не публиковал!
У меня давненько копятся "Писательские заметки" на телефоне. Это советы писателям, которые я собираю по крупицам в Великом и Всезнающем Интрнете. А тут пришла мысль - почему бы не поделиться ими с вами?..
Приветик)) Уже хочу услышать совет и обсудить))
Цитата: Феникс от 25.11.2022, 20:31Цитата: 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧 от 25.11.2022, 19:45совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.
Совет на то и совет: хочешь - пользуйся, хочешь - нет (да, во мне есть и немного от поэта)
Цитата: 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧 от 25.11.2022, 19:45совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.
Совет на то и совет: хочешь - пользуйся, хочешь - нет (да, во мне есть и немного от поэта)
Цитата: Феникс от 25.11.2022, 20:34Страх чистого листа
Вот несколько методов сдвинуться с мертвой точки и начать книгу.
⠀
📝 Отключите перфекционизм. Сейчас ваша задача — рассказать историю. Редактировать вы будете потом. Не перечитывайте написанное, не меняйте по 100 раз порядок слов. Просто начните писать, ничего не исправляя. Позвольте тексту быть неидеальным.
⠀
📝 Представьте, что вы пишите письмо подруге или другу. Начните со слов: «Алена, привет. Мне нужно тебе кое-то рассказать. Только, пожалуйста, никому. Эта история произошла со мной (с одной моей знакомой)…». Далее рассказывайте историю.
⠀
📝 Начните повествование не с начала. Пропустите первое предложение, первый абзац, вы сможете вернуться к ним позже. Можно вообще начать писать книгу с финальной сцены, с кульминации, с середины, со второй главы. Начните писать ту часть, которая дается легче всего. Так вы распишетесь, и потом уже будет легче перейти к началу.
⠀
📝 Попробуйте писать на телефоне. Открытый ноутбук и чистый лист текстового документа давят ощущением грандиозности? Попробуйте писать на телефоне в заметках или заведите для этого дела чат с собой в Телеграме. Так у вас возникнет иллюзия интимности и повседневности происходящего.
⠀
📝 Тщательно спланируйте книгу. Без подготовительной работы не так-то просто взять и начать писать книгу. Прописанный заранее план поможет преодолеть страх чистого листа и даст понимание, куда двигаться.⠀
📝 Начать с "короче,...", потом отредактировать (мой любимый )
Страх чистого листа
Вот несколько методов сдвинуться с мертвой точки и начать книгу.
⠀
📝 Отключите перфекционизм. Сейчас ваша задача — рассказать историю. Редактировать вы будете потом. Не перечитывайте написанное, не меняйте по 100 раз порядок слов. Просто начните писать, ничего не исправляя. Позвольте тексту быть неидеальным.
⠀
📝 Представьте, что вы пишите письмо подруге или другу. Начните со слов: «Алена, привет. Мне нужно тебе кое-то рассказать. Только, пожалуйста, никому. Эта история произошла со мной (с одной моей знакомой)…». Далее рассказывайте историю.
⠀
📝 Начните повествование не с начала. Пропустите первое предложение, первый абзац, вы сможете вернуться к ним позже. Можно вообще начать писать книгу с финальной сцены, с кульминации, с середины, со второй главы. Начните писать ту часть, которая дается легче всего. Так вы распишетесь, и потом уже будет легче перейти к началу.
⠀
📝 Попробуйте писать на телефоне. Открытый ноутбук и чистый лист текстового документа давят ощущением грандиозности? Попробуйте писать на телефоне в заметках или заведите для этого дела чат с собой в Телеграме. Так у вас возникнет иллюзия интимности и повседневности происходящего.
⠀
📝 Тщательно спланируйте книгу. Без подготовительной работы не так-то просто взять и начать писать книгу. Прописанный заранее план поможет преодолеть страх чистого листа и даст понимание, куда двигаться.
⠀
📝 Начать с "короче,...", потом отредактировать (мой любимый )
Цитата: Феникс от 25.11.2022, 20:36Приглашаю @laketigress. Видела у тебя форум о писательских советах, думаю, эта тема может быть тебе интересна
Приглашаю @laketigress. Видела у тебя форум о писательских советах, думаю, эта тема может быть тебе интересна
Цитата: Азазель от 25.11.2022, 20:46Цитата: 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧 от 25.11.2022, 19:45совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.
вообще - да, но все же есть пару мелочей, которые сделают текст более профессиональным.
Цитата: 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧 от 25.11.2022, 19:45совет №1: не слушай никаких советов и работай как душе угодно. со временем ты поймёшь.
вообще - да, но все же есть пару мелочей, которые сделают текст более профессиональным.
Цитата: Удаленный пользователь от 25.11.2022, 21:54Интересная тема)
+читатель.
Интересная тема)
+читатель.
Цитата: Феникс от 26.11.2022, 12:49Разбивка на главы
Не всегда понятно, как и когда заканчивать главы, на каком месте, какими они должны быть по объему. Есть некоторые хитрости, которые помогут найти ответы на эти вопросы:
1. Планируем заранее
Некоторые писатели предпочитают еще при планировании разбить текст на главы. Но это не самый конструктивный метод, так как в процессе написания книги часто приходится отступать от первоначального плана. Поэтому лучше планировать книгу не по главам, а по эпизодам и сценам. То есть делать разбивку текста на отдельные сцены. Тогда при написании вы будете видеть, что после той или иной сцены нужно сделать перерыв. Процесс разбивки станет органичным, вам не нужно будет «втискивать» себя в рамки плана, составленного год назад.2. Делаем перерыв «на повороте»
Все изменения, которые происходят в тексте, будь то смена места действия, новая сюжетная линия или смена фокального персонажа (того, от лица котрого ведется повествование) — это повод начать с новой главы. Читатель ждет перемен в новой главе, поэтому его ожидания нужно вознаградить. Например:Он вытер пот со лба, в последний раз посмотрел на однообразное, медного оттенка, африканское небо и попытался разгладить свою мокрую куртку. «С этим закончено, — сказал он Говарду. — Поехали в аэропорт». КОНЕЦ ГЛАВЫ
НАЧАЛО НОВОЙ ГЛАВЫ: Мэйн. Прохладно, туманно, кругом все зеленеет. Свинцовые тучи…
3. Делаем паузы в разгар действия
Вопрос, который стоит всегда держать в уме: как можно закончить эту главу так, чтобы сонный читатель продолжал читать с фонариком под одеялом, лишь бы узнать, как разрешится конфликт или найдет ли герой ответ на значимый вопрос.Если вы стремитесь к этому «еще-страничку-и-спать эффекту», то стоит играть на принципе «старой доброй скалы, с которой вот-вот свалится герой». Правда, при этом важно не переиграть, иначе, если каждая глава будет заканчиваться подобным образом, читатель очень быстро устанет от напряжения. Чередуйте темп, где-то можно закончить главу на самой яркой сцене битвы, а где-то достаточно показать, что герой нашел дневник антагониста и вот-вот раскроет его главный секрет.
4. Обращаем внимание на любимые книги
Посмотрите, как разбивает текст по главам ваш любимый писатель? Каким образом он заставляет читателя переворачивать страницы дальше и дальше? Например, многие писатели дают в конце главы новую информацию, чтобы заинтересовать читателя и поддерживать напряжение.
Разбивка на главы
Не всегда понятно, как и когда заканчивать главы, на каком месте, какими они должны быть по объему. Есть некоторые хитрости, которые помогут найти ответы на эти вопросы:
1. Планируем заранее
Некоторые писатели предпочитают еще при планировании разбить текст на главы. Но это не самый конструктивный метод, так как в процессе написания книги часто приходится отступать от первоначального плана. Поэтому лучше планировать книгу не по главам, а по эпизодам и сценам. То есть делать разбивку текста на отдельные сцены. Тогда при написании вы будете видеть, что после той или иной сцены нужно сделать перерыв. Процесс разбивки станет органичным, вам не нужно будет «втискивать» себя в рамки плана, составленного год назад.
2. Делаем перерыв «на повороте»
Все изменения, которые происходят в тексте, будь то смена места действия, новая сюжетная линия или смена фокального персонажа (того, от лица котрого ведется повествование) — это повод начать с новой главы. Читатель ждет перемен в новой главе, поэтому его ожидания нужно вознаградить. Например:
Он вытер пот со лба, в последний раз посмотрел на однообразное, медного оттенка, африканское небо и попытался разгладить свою мокрую куртку. «С этим закончено, — сказал он Говарду. — Поехали в аэропорт». КОНЕЦ ГЛАВЫ
НАЧАЛО НОВОЙ ГЛАВЫ: Мэйн. Прохладно, туманно, кругом все зеленеет. Свинцовые тучи…
3. Делаем паузы в разгар действия
Вопрос, который стоит всегда держать в уме: как можно закончить эту главу так, чтобы сонный читатель продолжал читать с фонариком под одеялом, лишь бы узнать, как разрешится конфликт или найдет ли герой ответ на значимый вопрос.
Если вы стремитесь к этому «еще-страничку-и-спать эффекту», то стоит играть на принципе «старой доброй скалы, с которой вот-вот свалится герой». Правда, при этом важно не переиграть, иначе, если каждая глава будет заканчиваться подобным образом, читатель очень быстро устанет от напряжения. Чередуйте темп, где-то можно закончить главу на самой яркой сцене битвы, а где-то достаточно показать, что герой нашел дневник антагониста и вот-вот раскроет его главный секрет.
4. Обращаем внимание на любимые книги
Посмотрите, как разбивает текст по главам ваш любимый писатель? Каким образом он заставляет читателя переворачивать страницы дальше и дальше? Например, многие писатели дают в конце главы новую информацию, чтобы заинтересовать читателя и поддерживать напряжение.
Цитата: Феникс от 27.11.2022, 21:23Шесть советов по описанию внешности персонажа
Ох, как же я устала от этих однообразных, похожих на заполнение какой-нибудь анкеты для социального исследования, описаний внешности литературных героев. Ну, признайтесь, вы много раз встречали подобное: «У нее были золотые волосы и карие глаза. Одета она была в белую блузку и серые джинсы, а на ногах были туфли-лодочки, на высоком каблуке».
И если бы таким пестрили только работы начинающих — нет, эта болезнь уже пробралась на полки книжных магазинов и вовсю шарит по нашим карманам. Разве не хочется пропустить такой абзац, едва только он возникает перед глазами? Если вы тоже не хотите штамповать конвейерные нудные описания и ищете ответ на вопрос «а как же тогда донести до читателя внешность героя?» — эта статья даст вам несколько решений.
Лайфхак 1: Не описывать внешность.
Просто забудьте об этом.
Не для каждой истории нам действительно нужно знать, как выглядит персонаж. Если вы пишете миниатюру на две страницы, где главная героиня выиграет в лотерею благодаря счастливому случаю, так ли нам нужно знать, какого цвета на ней была блузка? Так и в больших произведениях: к чему описывать внешность персонажа, который просуществует не более нескольких страниц? Чтобы потом, снимая фильм по вашей книге, пятому лучнику в седьмом ряду не забыли сделать рыжие кудри?
Лайфхак 2: Давайте все анкеты одним блоком.
Если так нужно описать внешность, но все описания идут по нашему «любимому» шаблону, просто сделайте из них настоящие анкеты для каждого персонажа и поместите их в конце книги, или перед началом. Так, например, поступали драматурги-классики (вспомните Гоголя), вынося список персонажей и их описания перед пьесой.
Анкета может иметь вид:
Имя персонажа
Волосы:
Глаза:
Одежда:Ну или что вы хотите указать. Можно даже рост/вес циферками. Какая-никакая, а у вас уже появится собственная фишка, которая выделит ваше творчество среди других произведений. Плюс, текст не будет загружен останавливающими все действие описаниями.
Лайфхак 3: Разбросайте отдельные части описания по тексту.
Да, героя желательно максимально сформировать в голове у читателя за одну-две страницы. Но не обязательно делать это одним массивным абзацем. Это все равно, что попытаться затолкнуть в человека тарелку супа одним махом. Так и подавиться можно.
Нет уж, давайте лучше будем скармливать его читателю по ложечке. Сначала подметьте одну деталь, потом вторую, затем и третью, и все это, не прерывая действия. Так хоть будет надежда, что читатель не пропустит все это и будет в курсе внешности персонажа. Старания не пропадут зря.
Совет 4: Обращайте внимание не только на внешность.
У людей есть столько характерных особенностей: походка, голос, слова-паразиты, запахи, выражения лица, жесты. Но начинающие авторы почему-то работают исключительно своим цветовосприятием и рвутся донести до нашего мозга информацию, полученную от колбочек и палочек.
Но, если вы уже были на этом этапе, попробуйте шагнуть дальше — придумайте особую манеру для героя. Поначалу вообще откажитесь от всех атрибутов классического «анкетного» описания внешности. Описывайте героев чем угодно, только не их волосами, глазами, ростом, весом, цветом кожи и одеждой. Можете придумать им хриплый голос — тоже баян, но уже ничего. Вечную улыбку на лице или, наоборот, обиженное выражение — еще лучше.
«Он был мне неприятен из-за своего дурного запаха и тучного вида»
«Этот парень только и делал, что размахивал руками и подкреплял свои слова незамысловатыми жестами».
Совет 5: Ищите синонимы.
Выпишите всю внешность персонажа на отдельный листок. А теперь, возьмите карандаш и придумайте хотя бы по пять синонимов к каждому слову, словосочетанию. Это могут быть и метафоры, и эпитеты, преувеличения — не обязательно быть точными. Просто откопайте в своей голове все, что напоминает вам это описание.
«У нее были золотые волосы»
Шаг за шагом заменяем:
«Она была блондинкой»
«Её шевелюра напоминала золотую сокровищницу кардинала»
«Её волосы были похожи на солнце»Пример из описания персонажа одной из ролевых:
«Очевидцы говорили, что на голове у нее поселился рыжий еж. Сама девушка искренне верила, что это волосы».
Превратите свои описания в пиршество языка — и ваш читатель не сможет их забыть, даже если захочет. Некоторые люди, кстати, с особым удовольствием читают красиво написанные тексты, лишь из-за стиля. Они просто наслаждаются слогом. Почему бы не порадовать таких читателей?
Совет 6: Описывайте в действии.
Еще один прием. Вместо того, чтобы везде всовывать надоедливый глагол «быть» в прошедшем времени, лучше придумать какое-нибудь действие.
Те же самые разнесчастные волосы могут: быть (плохо), лежать на плечах (уже лучше), струиться по плечам, развеваться на ветру, лезть в лицо пассажирам в метро, могут торчать, свисать, путаться, сплетаться и так далее.«По плечам девушки струились золотые, как сокровища кардинала, волосы» — тоже плоховато, кстати. Так что ищите свой стиль.
Так же можно давать эти описания вскользь, описывая какое-то событие:
«Она резко развернулась, и золотая волна её волос промелькнула прямо у меня перед глазами».
Шесть советов по описанию внешности персонажа
Ох, как же я устала от этих однообразных, похожих на заполнение какой-нибудь анкеты для социального исследования, описаний внешности литературных героев. Ну, признайтесь, вы много раз встречали подобное: «У нее были золотые волосы и карие глаза. Одета она была в белую блузку и серые джинсы, а на ногах были туфли-лодочки, на высоком каблуке».
И если бы таким пестрили только работы начинающих — нет, эта болезнь уже пробралась на полки книжных магазинов и вовсю шарит по нашим карманам. Разве не хочется пропустить такой абзац, едва только он возникает перед глазами? Если вы тоже не хотите штамповать конвейерные нудные описания и ищете ответ на вопрос «а как же тогда донести до читателя внешность героя?» — эта статья даст вам несколько решений.
Лайфхак 1: Не описывать внешность.
Просто забудьте об этом.
Не для каждой истории нам действительно нужно знать, как выглядит персонаж. Если вы пишете миниатюру на две страницы, где главная героиня выиграет в лотерею благодаря счастливому случаю, так ли нам нужно знать, какого цвета на ней была блузка? Так и в больших произведениях: к чему описывать внешность персонажа, который просуществует не более нескольких страниц? Чтобы потом, снимая фильм по вашей книге, пятому лучнику в седьмом ряду не забыли сделать рыжие кудри?
Лайфхак 2: Давайте все анкеты одним блоком.
Если так нужно описать внешность, но все описания идут по нашему «любимому» шаблону, просто сделайте из них настоящие анкеты для каждого персонажа и поместите их в конце книги, или перед началом. Так, например, поступали драматурги-классики (вспомните Гоголя), вынося список персонажей и их описания перед пьесой.
Анкета может иметь вид:
Имя персонажа
Волосы:
Глаза:
Одежда:
Ну или что вы хотите указать. Можно даже рост/вес циферками. Какая-никакая, а у вас уже появится собственная фишка, которая выделит ваше творчество среди других произведений. Плюс, текст не будет загружен останавливающими все действие описаниями.
Лайфхак 3: Разбросайте отдельные части описания по тексту.
Да, героя желательно максимально сформировать в голове у читателя за одну-две страницы. Но не обязательно делать это одним массивным абзацем. Это все равно, что попытаться затолкнуть в человека тарелку супа одним махом. Так и подавиться можно.
Нет уж, давайте лучше будем скармливать его читателю по ложечке. Сначала подметьте одну деталь, потом вторую, затем и третью, и все это, не прерывая действия. Так хоть будет надежда, что читатель не пропустит все это и будет в курсе внешности персонажа. Старания не пропадут зря.
Совет 4: Обращайте внимание не только на внешность.
У людей есть столько характерных особенностей: походка, голос, слова-паразиты, запахи, выражения лица, жесты. Но начинающие авторы почему-то работают исключительно своим цветовосприятием и рвутся донести до нашего мозга информацию, полученную от колбочек и палочек.
Но, если вы уже были на этом этапе, попробуйте шагнуть дальше — придумайте особую манеру для героя. Поначалу вообще откажитесь от всех атрибутов классического «анкетного» описания внешности. Описывайте героев чем угодно, только не их волосами, глазами, ростом, весом, цветом кожи и одеждой. Можете придумать им хриплый голос — тоже баян, но уже ничего. Вечную улыбку на лице или, наоборот, обиженное выражение — еще лучше.
«Он был мне неприятен из-за своего дурного запаха и тучного вида»
«Этот парень только и делал, что размахивал руками и подкреплял свои слова незамысловатыми жестами».
Совет 5: Ищите синонимы.
Выпишите всю внешность персонажа на отдельный листок. А теперь, возьмите карандаш и придумайте хотя бы по пять синонимов к каждому слову, словосочетанию. Это могут быть и метафоры, и эпитеты, преувеличения — не обязательно быть точными. Просто откопайте в своей голове все, что напоминает вам это описание.
«У нее были золотые волосы»
Шаг за шагом заменяем:
«Она была блондинкой»
«Её шевелюра напоминала золотую сокровищницу кардинала»
«Её волосы были похожи на солнце»
Пример из описания персонажа одной из ролевых:
«Очевидцы говорили, что на голове у нее поселился рыжий еж. Сама девушка искренне верила, что это волосы».
Превратите свои описания в пиршество языка — и ваш читатель не сможет их забыть, даже если захочет. Некоторые люди, кстати, с особым удовольствием читают красиво написанные тексты, лишь из-за стиля. Они просто наслаждаются слогом. Почему бы не порадовать таких читателей?
Совет 6: Описывайте в действии.
Еще один прием. Вместо того, чтобы везде всовывать надоедливый глагол «быть» в прошедшем времени, лучше придумать какое-нибудь действие.
Те же самые разнесчастные волосы могут: быть (плохо), лежать на плечах (уже лучше), струиться по плечам, развеваться на ветру, лезть в лицо пассажирам в метро, могут торчать, свисать, путаться, сплетаться и так далее.
«По плечам девушки струились золотые, как сокровища кардинала, волосы» — тоже плоховато, кстати. Так что ищите свой стиль.
Так же можно давать эти описания вскользь, описывая какое-то событие:
«Она резко развернулась, и золотая волна её волос промелькнула прямо у меня перед глазами».
Цитата: Азазель от 27.11.2022, 21:35на самом деле годные советы... еще есть такой момент, что если происходят какие-то динамичные действия, то не стоит их расписывать на две страницы. в общем, длина и построение предложения должны соответствовать его настроению.
на самом деле годные советы... еще есть такой момент, что если происходят какие-то динамичные действия, то не стоит их расписывать на две страницы. в общем, длина и построение предложения должны соответствовать его настроению.
Цитата: Феникс от 27.11.2022, 22:15Цитата: Азазель от 27.11.2022, 21:35на самом деле годные советы... еще есть такой момент, что если происходят какие-то динамичные действия, то не стоит их расписывать на две страницы. в общем, длина и построение предложения должны соответствовать его настроению.
Да) Для большинства экшн - сложная тема. О нем у меня тоже была статейка, выложу сюда.
Цитата: Азазель от 27.11.2022, 21:35на самом деле годные советы... еще есть такой момент, что если происходят какие-то динамичные действия, то не стоит их расписывать на две страницы. в общем, длина и построение предложения должны соответствовать его настроению.
Да) Для большинства экшн - сложная тема. О нем у меня тоже была статейка, выложу сюда.
Цитата: Феникс от 29.11.2022, 19:24Как писать экшн
Итак, если Вы читаете эту статью, Вы, вероятно, кое-что знаете о том, как нужно хорошо писать. Возможно, у Вас есть сюжет. У вас в голове есть готовые сцены. Быть может, у вас вообще уже все готово и вы просматриваете свою работу. Но все еще что-то не так с динамическими сценами. Они перенесены на бумагу в точности так, как сложились у вас в голове, во всех деталях. И все же – до слез обидно – вместо экшна Вы имеете сцену, не производящую иного впечатления, кроме ощущения мирного восхода солнца.
Экшн состоит из быстрой смены действий, нечто прямо противоположное медленному восходу. Конечно, каждый знает это. Но всегда остается вопрос, как же описать эти действия правильно. Каждый из нас с этим когда-нибудь сталкивался, и некоторым людям может потребоваться много времени, чтобы понять, что нужно делать. А что происходит, как только они понимают? Решение кажется настолько очевидным, что они поражаются, как не видели его раньше.
Я приведу несколько простых примеров, помогающих значительно усовершенствовать уровень написания динамичных сцен. Приведенный ниже отрывок – не часть какого-то конкретного произведения, а написан специально для демонстрации того, как не нужно писать экшн. Этот пример – преувеличение того, что часто выходит из-под пера начинающего писателя. Затем мы будем шаг за шагом его улучшать, так что вы сможете четко отслеживать различия.
Итак, готовы? Начинаем:
«Джанис подпрыгнул в воздух, перемахнув через большой гранитный валун, даже не коснувшись его поверхности коричневыми кожаными ботинками. Краем глаза он заметил блеск металла и, обернувшись, увидел огромное уродливое чудовище — тролля, размахивающего здоровенным мечом, гравированным узорами в виде глаз и когтей драконов. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, ее качественное, простое лезвие выдержало силу зверя.
Затем, темная фигура, которую он пытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертоносное, но прекрасное на вид оружие на Джаниса. В тот же самый момент тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».
Скукота, не так ли? В общем, всё это могло бы прокатить, но только если внести серьёзные исправления. Ваша неудавшаяся экшн сцена может нуждаться и в меньшей переделке, чем приведенный выше отрывок. Но даже в этом случае, я предлагаю, вам прочесть каждый шаг, чтобы лучше понять, как совершенствовать свои эпизоды.
Шаг первый: убираем описания
Правильно. Если ведете напряженное сражение, разве станете замечать мелкие детали? Вы скорее заметите, что вас собираются ударить мечом. Тонны описания сводят действие на нет. Используйте большое количество описаний в тех сценах, где время течет медленно и лениво. Вспомним восход солнца. Если вы хотите нарисовать трепетную сцену удивительной красоты, описание — ваш лучший друг! Но в экшне это ваш худший враг.
«Джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. Краем глаза он заметил блеск металла и обернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.
Затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертельное оружие на Джаниса. В тот же самый момент тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».
Лучше… но все еще нуждается в серьезной работе.
Шаг второй: лучше подбираем слова!
Если действие динамичное, нужно использовать слова, которые подразумевают скорость или быстроту.
«Джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. Краем глаза он заметил блеск металла и развернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.
Затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом нацелив на Джаниса лук. Стрела сорвалась с тетивы, а тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, а меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».
Еще лучше. Заметьте, что изменений совсем немного, и все же действие значительно ускорилось. Кроме того, постарайтесь не использовать снова и снова одни и те же, пусть даже «быстрые» слова. Это столь же пагубно отразится на вашей работе.
Шаг третий: Более короткие предложения.
В динамичных сценах лучше всего строить предложения на основе глаголов. Существительные зачастую можно отбросить, и от этого язык только выиграет. А все сложные предложения необходимо поделить на простые. Не верите мне? Кажется, что стиль тогда станет неуклюжим? Тогда смотрите пример.
«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.
Темная фигура оказалась в поле его зрения. Мальчик попытался поймать и уничтожить ее. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук. В то же мгновение стрела сорвалась с тетивы. Тролль взмахнул мечом. К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его. Парень прыгнул».
Как вам это для сравнения? На первый взгляд, в чем-то стало хуже. И действительно, с каждым шагом мы все больше теряем в образности. Зато значительно выигрываем в темпе. Ваша задача – подобрать правильный баланс. Можно ли сделать еще больше?
Шаг четвертый: короткие абзацы!
Если есть момент, который вы желаете подчеркнуть, выделите его в отдельный абзац. Делая это, вы расставляете акценты, и короткие предложения смотрятся лучше. Внимание читателя заостряется на том, что помещено в маленький абзац.
«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.
Темная фигура оказалась в поле его зрения.
Мальчик попытался поймать и уничтожить ее. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук.
Стрела сорвалась с тетивы.
Тролль взмахнул мечом.
К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его.
Парень прыгнул».
Чувство напряженности достигнуто. На этом можно остановиться. Однако, есть все еще несколько моментов, позволяющих сильнее проработать динамичную сцену. Они не являются обязательными, но могут оказаться полезными.
Последнее: структура и фрагменты.
Короткие предложения звучат немного коряво из-за большого количества повторений. Это можно сгладить, меняя кое-где местами существительное и глагол, но не стоит делать этого часто, вы можете разрушить композицию.
Иногда изменив порядок слов, или используя фрагменты предложений, можно добиться большого эффект. Да, это стилистически не совсем правильно, однако, как это ни прискорбно, но такой прием может полностью изменить вашу сцену к лучшему. Если, конечно, не злоупотреблять.
«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел, что это было. Тролль, размахивающий здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.
Темная фигура оказалась в поле его зрения.
Да, пугающе. Парень попытался поймать это пугало. И уничтожить. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук.
Стрела сорвалась с тетивы.
Тролль взмахнул мечом.
К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы.. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его.
Парень прыгнул».
Сравните это с первым приведенным примером. Видите различие? Попробуйте прочесть вслух, так чтобы можно было почувствовать изменение в атмосфере, напряженности и темпе.
Эпизод еще может быть улучшен. Как видите, это бесконечный процесс… Поиграйтесь с вашей сценой. Продолжайте изменять ее, пока не получите тот самый эффект, которого хотели достигнуть. Если близко подобрались к желаемому результату, сохраните сцену и скопируете ее в другой документ на случай, если под конец все испортите. Вы ведь не хотите свести на нет все свои труды, не так ли?
И последний совет — постараться не злоупотреблять любым из приведенных приемов. Создание правильной атмосферы – вещь очень тонкая, и нужно соблюдать баланс. Некоторые эпизоды много раз придется переделывать, перефразировать, перекомбинировать, пере- то, пере- это. Но пусть это не будет для вас препятствием! Атмосферы экшна не так легко эффективно достигнуть. Это нормально. И чем большее практики, тем лучше результат.
Детали
Как можно больше ДЕТАЛЕЙ. Причём это могут быть абсолютно разные детали: чувства героя («сердце больно вздрогнуло»), чувства его соперника («появилась нахальная улыбочка»), какая-то особенность, связанная с оружием («блестящее лезвие») и много чего ещё. Однако не забывайте, что детали должны быть важными. Не стоит описывать мимолётные вещи, вроде как «птицы пролетели над головой» или «солнце уже встало за деревьями». Лучше вставьте такие отвлечённые моменты про «птиц» и «солнце» где-нибудь в конце или начале битвы, чтобы этим подчеркнуть обстановку и состояние героев. Но в «самое пекло» (то есть, разгар битвы) не надо ставить лишнего.
Список вопросов, которые нужно задать себе о участниках драки:
1. Где они находятся?
2. Что видят вокруг себя?
3. Как расположены относительно друг друга и деталей пейзажа/обстановки?
4. Во что одеты?
5. Что ощущают всеми пятью чувствами (или большим количеством чувств, если персонажи - не люди а экстрасенсы какие-нибудь)?
6. Им жарко, холодно?
7. Какие запахи тревожат их обоняние?
8. Не жмет ли им одежда?
9. Устали они или, наоборот, полны сил?
10. О чем думают?
11. Что слышат?
Как писать экшн
Итак, если Вы читаете эту статью, Вы, вероятно, кое-что знаете о том, как нужно хорошо писать. Возможно, у Вас есть сюжет. У вас в голове есть готовые сцены. Быть может, у вас вообще уже все готово и вы просматриваете свою работу. Но все еще что-то не так с динамическими сценами. Они перенесены на бумагу в точности так, как сложились у вас в голове, во всех деталях. И все же – до слез обидно – вместо экшна Вы имеете сцену, не производящую иного впечатления, кроме ощущения мирного восхода солнца.
Экшн состоит из быстрой смены действий, нечто прямо противоположное медленному восходу. Конечно, каждый знает это. Но всегда остается вопрос, как же описать эти действия правильно. Каждый из нас с этим когда-нибудь сталкивался, и некоторым людям может потребоваться много времени, чтобы понять, что нужно делать. А что происходит, как только они понимают? Решение кажется настолько очевидным, что они поражаются, как не видели его раньше.
Я приведу несколько простых примеров, помогающих значительно усовершенствовать уровень написания динамичных сцен. Приведенный ниже отрывок – не часть какого-то конкретного произведения, а написан специально для демонстрации того, как не нужно писать экшн. Этот пример – преувеличение того, что часто выходит из-под пера начинающего писателя. Затем мы будем шаг за шагом его улучшать, так что вы сможете четко отслеживать различия.
Итак, готовы? Начинаем:
«Джанис подпрыгнул в воздух, перемахнув через большой гранитный валун, даже не коснувшись его поверхности коричневыми кожаными ботинками. Краем глаза он заметил блеск металла и, обернувшись, увидел огромное уродливое чудовище — тролля, размахивающего здоровенным мечом, гравированным узорами в виде глаз и когтей драконов. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, ее качественное, простое лезвие выдержало силу зверя.
Затем, темная фигура, которую он пытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертоносное, но прекрасное на вид оружие на Джаниса. В тот же самый момент тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».
Скукота, не так ли? В общем, всё это могло бы прокатить, но только если внести серьёзные исправления. Ваша неудавшаяся экшн сцена может нуждаться и в меньшей переделке, чем приведенный выше отрывок. Но даже в этом случае, я предлагаю, вам прочесть каждый шаг, чтобы лучше понять, как совершенствовать свои эпизоды.
Шаг первый: убираем описания
Правильно. Если ведете напряженное сражение, разве станете замечать мелкие детали? Вы скорее заметите, что вас собираются ударить мечом. Тонны описания сводят действие на нет. Используйте большое количество описаний в тех сценах, где время течет медленно и лениво. Вспомним восход солнца. Если вы хотите нарисовать трепетную сцену удивительной красоты, описание — ваш лучший друг! Но в экшне это ваш худший враг.
«Джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. Краем глаза он заметил блеск металла и обернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.
Затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертельное оружие на Джаниса. В тот же самый момент тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».
Лучше… но все еще нуждается в серьезной работе.
Шаг второй: лучше подбираем слова!
Если действие динамичное, нужно использовать слова, которые подразумевают скорость или быстроту.
«Джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. Краем глаза он заметил блеск металла и развернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.
Затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом нацелив на Джаниса лук. Стрела сорвалась с тетивы, а тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, а меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».
Еще лучше. Заметьте, что изменений совсем немного, и все же действие значительно ускорилось. Кроме того, постарайтесь не использовать снова и снова одни и те же, пусть даже «быстрые» слова. Это столь же пагубно отразится на вашей работе.
Шаг третий: Более короткие предложения.
В динамичных сценах лучше всего строить предложения на основе глаголов. Существительные зачастую можно отбросить, и от этого язык только выиграет. А все сложные предложения необходимо поделить на простые. Не верите мне? Кажется, что стиль тогда станет неуклюжим? Тогда смотрите пример.
«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.
Темная фигура оказалась в поле его зрения. Мальчик попытался поймать и уничтожить ее. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук. В то же мгновение стрела сорвалась с тетивы. Тролль взмахнул мечом. К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его. Парень прыгнул».
Как вам это для сравнения? На первый взгляд, в чем-то стало хуже. И действительно, с каждым шагом мы все больше теряем в образности. Зато значительно выигрываем в темпе. Ваша задача – подобрать правильный баланс. Можно ли сделать еще больше?
Шаг четвертый: короткие абзацы!
Если есть момент, который вы желаете подчеркнуть, выделите его в отдельный абзац. Делая это, вы расставляете акценты, и короткие предложения смотрятся лучше. Внимание читателя заостряется на том, что помещено в маленький абзац.
«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.
Темная фигура оказалась в поле его зрения.
Мальчик попытался поймать и уничтожить ее. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук.
Стрела сорвалась с тетивы.
Тролль взмахнул мечом.
К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его.
Парень прыгнул».
Чувство напряженности достигнуто. На этом можно остановиться. Однако, есть все еще несколько моментов, позволяющих сильнее проработать динамичную сцену. Они не являются обязательными, но могут оказаться полезными.
Последнее: структура и фрагменты.
Короткие предложения звучат немного коряво из-за большого количества повторений. Это можно сгладить, меняя кое-где местами существительное и глагол, но не стоит делать этого часто, вы можете разрушить композицию.
Иногда изменив порядок слов, или используя фрагменты предложений, можно добиться большого эффект. Да, это стилистически не совсем правильно, однако, как это ни прискорбно, но такой прием может полностью изменить вашу сцену к лучшему. Если, конечно, не злоупотре*ть.
«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел, что это было. Тролль, размахивающий здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.
Темная фигура оказалась в поле его зрения.
Да, пугающе. Парень попытался поймать это пугало. И уничтожить. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук.
Стрела сорвалась с тетивы.
Тролль взмахнул мечом.
К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы.. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его.
Парень прыгнул».
Сравните это с первым приведенным примером. Видите различие? Попробуйте прочесть вслух, так чтобы можно было почувствовать изменение в атмосфере, напряженности и темпе.
Эпизод еще может быть улучшен. Как видите, это бесконечный процесс… Поиграйтесь с вашей сценой. Продолжайте изменять ее, пока не получите тот самый эффект, которого хотели достигнуть. Если близко подобрались к желаемому результату, сохраните сцену и скопируете ее в другой документ на случай, если под конец все испортите. Вы ведь не хотите свести на нет все свои труды, не так ли?
И последний совет — постараться не злоупотре*ть любым из приведенных приемов. Создание правильной атмосферы – вещь очень тонкая, и нужно соблюдать баланс. Некоторые эпизоды много раз придется переделывать, перефразировать, перекомбинировать, пере- то, пере- это. Но пусть это не будет для вас препятствием! Атмосферы экшна не так легко эффективно достигнуть. Это нормально. И чем большее практики, тем лучше результат.
Детали
Как можно больше ДЕТАЛЕЙ. Причём это могут быть абсолютно разные детали: чувства героя («сердце больно вздрогнуло»), чувства его соперника («появилась нахальная улыбочка»), какая-то особенность, связанная с оружием («блестящее лезвие») и много чего ещё. Однако не забывайте, что детали должны быть важными. Не стоит описывать мимолётные вещи, вроде как «птицы пролетели над головой» или «солнце уже встало за деревьями». Лучше вставьте такие отвлечённые моменты про «птиц» и «солнце» где-нибудь в конце или начале битвы, чтобы этим подчеркнуть обстановку и состояние героев. Но в «самое пекло» (то есть, разгар битвы) не надо ставить лишнего.
Список вопросов, которые нужно задать себе о участниках драки:
1. Где они находятся?
2. Что видят вокруг себя?
3. Как расположены относительно друг друга и деталей пейзажа/обстановки?
4. Во что одеты?
5. Что ощущают всеми пятью чувствами (или большим количеством чувств, если персонажи - не люди а экстрасенсы какие-нибудь)?
6. Им жарко, холодно?
7. Какие запахи тревожат их обоняние?
8. Не жмет ли им одежда?
9. Устали они или, наоборот, полны сил?
10. О чем думают?
11. Что слышат?