История развития жанра "Импровизация" на российских театральных сценах
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 21:57Импровизация (от фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение исскуства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.
Так давайте же окунёмся в историю развития внезапного произведения искусства в России.
Импровизация (от фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение исскуства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.
Так давайте же окунёмся в историю развития внезапного произведения искусства в России.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:01Я уже рассказовала о том, как развивался жанр "Импровизация" на российском телевидении.
Кому интересно - можете почитать: https://trikky.ru/forum/topic/istoriya-razvitiya-zhanra-improvizatsiya-na-rossiyskom-televidinii .
На этот раз, я расскажу о том, как развивался жанр импров на театральных сценах в России, ведь жанр импров не только телевизионный, но и театральный. Импров в театрах появился даже намного раньше, чем импров на телевидении.
Я уже рассказовала о том, как развивался жанр "Импровизация" на российском телевидении.
Кому интересно - можете почитать: https://trikky.ru/forum/topic/istoriya-razvitiya-zhanra-improvizatsiya-na-rossiyskom-televidinii .
На этот раз, я расскажу о том, как развивался жанр импров на театральных сценах в России, ведь жанр импров не только телевизионный, но и театральный. Импров в театрах появился даже намного раньше, чем импров на телевидении.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:06Импровизационный театр, часто называемый импровизацией, представляет собой форму театра, часто комедии, в котором большая часть или все то, что исполняется, является незапланированным или ненаписанным, созданным исполнителями спонтанно. В чистом виде диалог, действие, история и персонажи создаются игроками совместно по мере того, как импровизация разворачивается в настоящем времени, без использования уже подготовленного, написанного сценария.
Импровизационный театр, часто называемый импровизацией, представляет собой форму театра, часто комедии, в котором большая часть или все то, что исполняется, является незапланированным или ненаписанным, созданным исполнителями спонтанно. В чистом виде диалог, действие, история и персонажи создаются игроками совместно по мере того, как импровизация разворачивается в настоящем времени, без использования уже подготовленного, написанного сценария.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:09В 1890-х годах теоретики театра и режиссеры, такие как русский Константин Станиславский и француз Жак Копо, основатели двух основных направлений теории актерского мастерства, активно использовали импровизацию при обучении актерскому мастерству и репетициях.
В 1890-х годах теоретики театра и режиссеры, такие как русский Константин Станиславский и француз Жак Копо, основатели двух основных направлений теории актерского мастерства, активно использовали импровизацию при обучении актерскому мастерству и репетициях.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:14Современные театральные игры-импровизации зародились как театральные упражнения для детей, которые были основой театрального образования в начале 20 века.
Современные театральные игры-импровизации зародились как театральные упражнения для детей, которые были основой театрального образования в начале 20 века.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:17К. С Станиславский отстаивал принцип первичности и непосредственности творческого процесса создания и воплощения роли, умения воспроизводить «новую, подлинную жизнь сегодняшнего дня», основываясь на заранее разработанной логике жизни образа. Он наметил пути создания импровизационного самочувствия на сцене как предпосылку подлинного творчества в момент исполнения. По мнению Станиславского, импровизационное самочувствие должно быть и может сознательно создаваемо.Это важное положение, которое следует рассматривать как основу разработки педагогических принципов применения импровизации в развитии творческих способностей актера.
К. С Станиславский отстаивал принцип первичности и непосредственности творческого процесса создания и воплощения роли, умения воспроизводить «новую, подлинную жизнь сегодняшнего дня», основываясь на заранее разработанной логике жизни образа. Он наметил пути создания импровизационного самочувствия на сцене как предпосылку подлинного творчества в момент исполнения. По мнению Станиславского, импровизационное самочувствие должно быть и может сознательно создаваемо.Это важное положение, которое следует рассматривать как основу разработки педагогических принципов применения импровизации в развитии творческих способностей актера.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:18Говоря о «живом» спектакле и способах сохранения свежести творчества, Станиславский в главе «Приспособления и другие элементы, свойства, способности и дарования артиста» предлагает один из практических ходов к импровизационному самочувствию артиста в роли. Это интуитивный, подсознательный поиск новых, свежих приспособлений, сила которых в неожиданности, смелости и дерзости.
Говоря о «живом» спектакле и способах сохранения свежести творчества, Станиславский в главе «Приспособления и другие элементы, свойства, способности и дарования артиста» предлагает один из практических ходов к импровизационному самочувствию артиста в роли. Это интуитивный, подсознательный поиск новых, свежих приспособлений, сила которых в неожиданности, смелости и дерзости.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:19В ходе театральных и педагогических поисков Станиславский пришел к важным выводам относительно этюдного метода работы с актером. В1934 году он уже достаточно полно обосновал данный метод, в котором импровизационное сценическое самочувствие являлось важной особенностью. Станиславский говорил, что этюды нужно делать всю жизнь, что этюды — основная работа актера. Такой этюд, по мнению Станиславского, обладает всеми художественными компонентами произведения театрального искусства.
В ходе театральных и педагогических поисков Станиславский пришел к важным выводам относительно этюдного метода работы с актером. В1934 году он уже достаточно полно обосновал данный метод, в котором импровизационное сценическое самочувствие являлось важной особенностью. Станиславский говорил, что этюды нужно делать всю жизнь, что этюды — основная работа актера. Такой этюд, по мнению Станиславского, обладает всеми художественными компонентами произведения театрального искусства.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:21Станиславский считал этюд-импровизацию высшей формой творческого процесса и для актера, и для режиссера и сформулировал задачи, стоящие перед режиссером, использующим этот метод работы. Здесь он выделял постепенность приучения актеров к работе над этюдом, необходимость освобождения от штампов, достижения свободы управления телом. Он особо подчеркивал важность разработки всех предлагаемых обстоятельств в этюде, их конкретность, уточняющую авторский замысел. По Станиславскому, вести такой этюд может только тот режиссер, который «не позволит ни себе, ни актерам, ни на йоту отклониться в этюде от идеи—сверхзадачи пьесы и ее сквозного действия!»
Станиславский считал этюд-импровизацию высшей формой творческого процесса и для актера, и для режиссера и сформулировал задачи, стоящие перед режиссером, использующим этот метод работы. Здесь он выделял постепенность приучения актеров к работе над этюдом, необходимость освобождения от штампов, достижения свободы управления телом. Он особо подчеркивал важность разработки всех предлагаемых обстоятельств в этюде, их конкретность, уточняющую авторский замысел. По Станиславскому, вести такой этюд может только тот режиссер, который «не позволит ни себе, ни актерам, ни на йоту отклониться в этюде от идеи—сверхзадачи пьесы и ее сквозного действия!»
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:21Примечательно, что Станиславский предостерегал от неверного применения импровизации, когда она превращается в театральную анархию. В таком случае актеры, ничего не оговорив толком ни между собой, ни с режиссером, полагаются на авторитет последнего и импровизируют вообще, доводя работу до нелепости.
Примечательно, что Станиславский предостерегал от неверного применения импровизации, когда она превращается в театральную анархию. В таком случае актеры, ничего не оговорив толком ни между собой, ни с режиссером, полагаются на авторитет последнего и импровизируют вообще, доводя работу до нелепости.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:25Добавим, что способность импровизировать становится и важным качеством профессионализма, профессионального мышления деятелей сцены, и критерием обученности студентов в театральной школе.
Добавим, что способность импровизировать становится и важным качеством профессионализма, профессионального мышления деятелей сцены, и критерием обученности студентов в театральной школе.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:27В 50-70-ые годы, в период активного освоения действенной основы психологического театра, импровизация мыслилась как вариативность сценических приспособлений. То есть, если основное действие (что я делаю) оставался незыблемым, то вопрос пристройки к партнеру, и объекту (как дедаю) "открытым", импровизационным. Это и должно обеспечить некоторую спонтанность, сиюминутность жизненного процесса.
В 50-70-ые годы, в период активного освоения действенной основы психологического театра, импровизация мыслилась как вариативность сценических приспособлений. То есть, если основное действие (что я делаю) оставался незыблемым, то вопрос пристройки к партнеру, и объекту (как дедаю) "открытым", импровизационным. Это и должно обеспечить некоторую спонтанность, сиюминутность жизненного процесса.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:52А вы знали: Евгений Евстигнеев был великим импровизатором. Даже когда он забывал текст полностью, он так играл молча, что слёзы наворачивались?!?
А вы знали: Евгений Евстигнеев был великим импровизатором. Даже когда он забывал текст полностью, он так играл молча, что слёзы наворачивались?!?
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:55Лучшим актерам русского театра было присуще импровизационное начало. Михаил Чехов утверждал, что импровизация - сущность профессии актера и существует психология и техника актера - импровизатора. Примечательно, что Чехов связывал психологию импровизирующего актера с независимостью, сотворческим началом, когда написанная автором пьеса является предлогом к творчеству актера. Можно предположить, что импровизация является необходимым слагаемым особого явления - авторского актерского начала. Оно предполагает свободное проявление своей творческой индивидуальности, наличие особого импровизационного мышления.
Лучшим актерам русского театра было присуще импровизационное начало. Михаил Чехов утверждал, что импровизация - сущность профессии актера и существует психология и техника актера - импровизатора. Примечательно, что Чехов связывал психологию импровизирующего актера с независимостью, сотворческим началом, когда написанная автором пьеса является предлогом к творчеству актера. Можно предположить, что импровизация является необходимым слагаемым особого явления - авторского актерского начала. Оно предполагает свободное проявление своей творческой индивидуальности, наличие особого импровизационного мышления.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:57Современный этап развития театра имеет свои характерные особенности. Это и миграция актеров из театра в театр, широкое распространение различного вида антреприз, и большое жанровое разнообразие спектаклей и режиссерских стилей. Сегодняшний актер сочетает работу в театре и кино с работой в шоу-бизнесе: тут и радио - и теле-реклама, участие в различного вида игровых шоу, презентациях и интервью и т. д. Рынок труда современного актера требует способности к ярким неожиданным импровизациям, к гибкому, сиюсекундному включению в новые обстоятельства, способности рождать, продуцировать не только оригинальную оценку, но и выражать ее в яркой художественной форме. Особенно остро стоит проблема актерской свободы в предлагаемом режиссером рисунке роли, проблема возникновения подлинного импровизационного взаимодействия с партнером.
Современный этап развития театра имеет свои характерные особенности. Это и миграция актеров из театра в театр, широкое распространение различного вида антреприз, и большое жанровое разнообразие спектаклей и режиссерских стилей. Сегодняшний актер сочетает работу в театре и кино с работой в шоу-бизнесе: тут и радио - и теле-реклама, участие в различного вида игровых шоу, презентациях и интервью и т. д. Рынок труда современного актера требует способности к ярким неожиданным импровизациям, к гибкому, сиюсекундному включению в новые обстоятельства, способности рождать, продуцировать не только оригинальную оценку, но и выражать ее в яркой художественной форме. Особенно остро стоит проблема актерской свободы в предлагаемом режиссером рисунке роли, проблема возникновения подлинного импровизационного взаимодействия с партнером.
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 22:58Импровизационность придает театральной антрепризе особый шарм, прелесть неожиданных соединений актёров, режиссёрских придумок и находок и, самое главное - живой, импровизационной ткани самого спектакля.
Умение существовать в верном импровизационном самочувствии и способность им управлять – ценнейшее качество актера. Оно позволяет сделать сценическое поведение ярким и живым. Это качество, также как и ряд других предполагает формирование соответствующих умений в театральной школе.
Импровизационность придает театральной антрепризе особый шарм, прелесть неожиданных соединений актёров, режиссёрских придумок и находок и, самое главное - живой, импровизационной ткани самого спектакля.
Умение существовать в верном импровизационном самочувствии и способность им управлять – ценнейшее качество актера. Оно позволяет сделать сценическое поведение ярким и живым. Это качество, также как и ряд других предполагает формирование соответствующих умений в театральной школе.
Цитата: La divina commedia 🍷!!!!! от 16.10.2023, 23:02Арина, тролли должны иметь по крайней мере подобие обояния
Арина, тролли должны иметь по крайней мере подобие обояния
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 23:11А вы знаете про существование "Импровизационного Баттла"?
А вы знаете про существование "Импровизационного Баттла"?
Цитата: arinakovalenko760 от 16.10.2023, 23:16Делая промежуточный вывод, можно смело говорить о том, что жанр импров на российских театральных сценах развивается не так давно, как на мировых, и в тоже время очень медленно.
Примерно с такой же скоростью развивается жанр импров на российском телевидении.
В тоже время, в мире - очень популярен и развит жанр импров. По этому его используют во многих видах искусства.
Делая промежуточный вывод, можно смело говорить о том, что жанр импров на российских театральных сценах развивается не так давно, как на мировых, и в тоже время очень медленно.
Примерно с такой же скоростью развивается жанр импров на российском телевидении.
В тоже время, в мире - очень популярен и развит жанр импров. По этому его используют во многих видах искусства.