Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

История развития жанра "Импровизация" на российских театральных сценах

Страница 1 из 2Далее

Импровизация (от фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение исскуства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.

Так давайте же окунёмся в историю развития внезапного произведения искусства в России.

Я уже рассказовала о том, как развивался жанр "Импровизация" на российском телевидении.

Кому интересно - можете почитать: https://trikky.ru/forum/topic/istoriya-razvitiya-zhanra-improvizatsiya-na-rossiyskom-televidinii .

На этот раз, я расскажу о том, как развивался жанр импров на театральных сценах в России, ведь жанр импров не только телевизионный, но и театральный.  Импров в театрах появился даже намного раньше, чем импров на телевидении. 

Импровизационный театр, часто называемый импровизацией, представляет собой форму театра, часто комедии, в котором большая часть или все то, что исполняется, является незапланированным или ненаписанным, созданным исполнителями спонтанно. В чистом виде диалог, действие, история и персонажи создаются игроками совместно по мере того, как импровизация разворачивается в настоящем времени, без использования уже подготовленного, написанного сценария.

В 1890-х годах теоретики театра и режиссеры, такие как русский Константин Станиславский и француз Жак Копо, основатели двух основных направлений теории актерского мастерства, активно использовали импровизацию при обучении актерскому мастерству и репетициях.

Современные театральные игры-импровизации зародились как театральные упражнения для детей, которые были основой театрального образования в начале 20 века.

К. С Станиславский отстаивал принцип первичности и непосредственности творческого процесса создания и воплощения роли, умения воспроизводить «новую, подлинную жизнь сегодняшнего дня», основываясь на заранее разработанной логике жизни образа. Он наметил пути создания импровизационного самочувствия на сцене как предпосылку подлинного творчества в момент исполнения. По мнению Станиславского, импровизационное самочувствие должно быть и может сознательно создаваемо.Это важное положение, которое следует рассматривать как основу разработки педагогических принципов применения импровизации в развитии творческих способностей актера.

Говоря о «живом» спектакле и способах сохранения свежести творчества, Станиславский в главе «Приспособления и другие элементы, свойства, способности и дарования артиста» предлагает один из практических ходов к импровизационному самочувствию артиста в роли. Это интуитивный, подсознательный поиск новых, свежих приспособлений, сила которых в неожиданности, смелости и дерзости.

В ходе театральных и педагогических поисков Станиславский пришел к важным выводам относительно этюдного метода работы с актером. В1934 году он уже достаточно полно обосновал данный метод, в котором импровизационное сценическое самочувствие являлось важной особенностью. Станиславский говорил, что этюды нужно делать всю жизнь, что этюды — основная работа актера. Такой этюд, по мнению Станиславского, обладает всеми художественными компонентами произведения театрального искусства.

Станиславский считал этюд-импровизацию высшей формой творческого процесса и для актера, и для режиссера и сформулировал задачи, стоящие перед режиссером, использующим этот метод работы. Здесь он выделял постепенность приучения актеров к работе над этюдом, необходимость освобождения от штампов, достижения свободы управления телом. Он особо подчеркивал важность разработки всех предлагаемых обстоятельств в этюде, их конкретность, уточняющую авторский замысел. По Станиславскому, вести такой этюд может только тот режиссер, который «не позволит ни себе, ни актерам, ни на йоту отклониться в этюде от идеи—сверхзадачи пьесы и ее сквозного действия!»

Примечательно, что Станиславский предостерегал от неверного применения импровизации, когда она превращается в театральную анархию. В таком случае актеры, ничего не оговорив толком ни между собой, ни с режиссером, полагаются на авторитет последнего и импровизируют вообще, доводя работу до нелепости.

Добавим, что способность импровизировать становится и важным качеством профессионализма, профессионального мышления деятелей сцены, и критерием обученности студентов в театральной школе.

В 50-70-ые годы, в период активного освоения действенной основы психологического театра, импровизация мыслилась как вариативность сценических приспособлений. То есть, если основное действие (что я делаю) оставался незыблемым, то вопрос пристройки к партнеру, и объекту (как дедаю) "открытым", импровизационным. Это и должно обеспечить некоторую спонтанность, сиюминутность жизненного процесса.

А вы знали:  Евгений Евстигнеев был великим импровизатором. Даже когда он забывал текст полностью, он так играл молча, что слёзы наворачивались?!?

Лучшим актерам русского театра было присуще импровизационное начало. Михаил Чехов утверждал, что импровизация - сущность профессии актера и существует психология и техника актера - импровизатора. Примечательно, что Чехов связывал психологию импровизирующего актера с независимостью, сотворческим началом, когда написанная автором пьеса является предлогом к творчеству актера. Можно предположить, что импровизация является необходимым слагаемым особого явления - авторского актерского начала. Оно предполагает свободное проявление своей творческой индивидуальности, наличие особого импровизационного мышления.

Современный этап развития театра имеет свои характерные особенности. Это и миграция актеров из театра в театр, широкое распространение различного вида антреприз, и большое жанровое разнообразие спектаклей и режиссерских стилей. Сегодняшний актер сочетает работу в театре и кино с работой в шоу-бизнесе: тут и радио - и теле-реклама, участие в различного вида игровых шоу, презентациях и интервью и т. д. Рынок труда современного актера требует способности к ярким неожиданным импровизациям, к гибкому, сиюсекундному включению в новые обстоятельства, способности рождать, продуцировать не только оригинальную оценку, но и выражать ее в яркой художественной форме. Особенно остро стоит проблема актерской свободы в предлагаемом режиссером рисунке роли, проблема возникновения подлинного импровизационного взаимодействия с партнером.

Импровизационность придает театральной антрепризе особый шарм, прелесть неожиданных соединений актёров, режиссёрских придумок и находок и, самое главное - живой, импровизационной ткани самого спектакля.

Умение существовать в верном импровизационном самочувствии и способность им управлять – ценнейшее качество актера. Оно позволяет сделать сценическое поведение ярким и живым. Это качество, также как и ряд других предполагает формирование соответствующих умений в театральной школе.

Арина, тролли должны иметь по крайней мере подобие обояния

Удаленный пользователь отреагировал на эту запись.
Удаленный пользователь

А вы знаете про существование "Импровизационного Баттла"?

 

Делая промежуточный вывод, можно смело говорить о том, что жанр импров на российских театральных сценах развивается не так давно, как на мировых, и в тоже время очень медленно. 

Примерно с такой же скоростью развивается жанр импров на российском телевидении.

В тоже время, в мире - очень популярен и развит жанр импров. По этому его используют во многих видах искусства.

Страница 1 из 2Далее
Back to top button