꧁Classical music in your life꧂
Цитата: Ирен Кард от 06.01.2024, 11:15Всем доброго времени суток!
В этой теме я бы хотела рассказывать вам о музыкальных эпохах, отдельных композиторах и их произведениях. Если хотите, можете комментировать, спрашивать, если что будет не понятно, или добавлять, если знаете что-нибудь интересное.
Думаю, первая публикация будет уже сегодня. Буду рада, если кому-нибудь будут интересны эдакие „Уроки музыкальной литературы”.)
Всем доброго времени суток!
В этой теме я бы хотела рассказывать вам о музыкальных эпохах, отдельных композиторах и их произведениях. Если хотите, можете комментировать, спрашивать, если что будет не понятно, или добавлять, если знаете что-нибудь интересное.
Думаю, первая публикация будет уже сегодня. Буду рада, если кому-нибудь будут интересны эдакие „Уроки музыкальной литературы”.)
Цитата: Ирен Кард от 06.01.2024, 21:06
Музыка Эпохи Барокко
Музыка эпохи Барокко- период в развитии европейской классической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.
Музыка Барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Слово «Барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина неправильной формы, ведь изобразительное искусство и архитектура этого периода славилась весьма вычурными формами, сложностью и динамикой, что позже стало применимо и к музыке.
Во время эпохи Барокко изменилась музыкальная нотация, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой жанр сочинений как опера.
В этой эпохе выделяют три периода: Раннее Барокко (1600-1654), зрелое Барокко (1654-1707), и позднее Барокко (1707-1760).
Во время раннего Барокко итальянский композитор Клаудио Монтеверди развивал итальянскую оперу, оперные спектакли показывали в Риме и Венеции. Церковь потребовала, чтобы в вокальных произведениях духовной музыке текст был разборчив. Для этого композиторы уходили от полифонии к музыкальным приёмам, где слова выходили на передний план. Вокал стал более витиеват и сложен. Так получила развития гомофония. Важными композиторами этого периода были Клаудио Монтеверди, Джованни Габриэли и Генрих Шютц.
Во время зрелого Барокко распространение нового стиля стало повсеместным. Возросла доступность музыкальных инструментов, начала развиваться камерная музыка и жанр кончерто гроссо. Известными композиторами этого времени были Джованни Батиста Люлли, Арканджелло Корелли, Генри Пёрселл.
В музыке позднего Барокко, формы, открытые предыдущими периодами, достигли зрелости и большой вариативности. Устоялись общепринятые схемы произведений: повторяющаяся двухчастная форма, простая трёхчастная форма, и рондо. Музыку позднего Барокко писали Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Георг Фридрих Гендель, и Иоганн Себастьян Бах.
Помимо оперы, которая стала одной из главных барочных музыкальных форм, стали популярны и другие жанры. Развились такие формы сочинение как токкаты и фуги, уделяли внимание форме кантаты, появился жанр концерта в двух формах: для одного инструмента с оркестром, и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.
Основным музыкальным инструментом Барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные инструменты-виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас. Также деревянные духовые инструменты-различные флейты, кларнет, гобой, фагот.
В эпоху Барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена Года» Антонио Вивальди. Большое число музыкальных терминов и концепций эры Барокко используются до сих пор, произведения того времени широко исполняются и изучаются.
Музыка Эпохи Барокко
Музыка эпохи Барокко- период в развитии европейской классической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.
Музыка Барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Слово «Барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина неправильной формы, ведь изобразительное искусство и архитектура этого периода славилась весьма вычурными формами, сложностью и динамикой, что позже стало применимо и к музыке.
Во время эпохи Барокко изменилась музыкальная нотация, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой жанр сочинений как опера.
В этой эпохе выделяют три периода: Раннее Барокко (1600-1654), зрелое Барокко (1654-1707), и позднее Барокко (1707-1760).
Во время раннего Барокко итальянский композитор Клаудио Монтеверди развивал итальянскую оперу, оперные спектакли показывали в Риме и Венеции. Церковь потребовала, чтобы в вокальных произведениях духовной музыке текст был разборчив. Для этого композиторы уходили от полифонии к музыкальным приёмам, где слова выходили на передний план. Вокал стал более витиеват и сложен. Так получила развития гомофония. Важными композиторами этого периода были Клаудио Монтеверди, Джованни Габриэли и Генрих Шютц.
Во время зрелого Барокко распространение нового стиля стало повсеместным. Возросла доступность музыкальных инструментов, начала развиваться камерная музыка и жанр кончерто гроссо. Известными композиторами этого времени были Джованни Батиста Люлли, Арканджелло Корелли, Генри Пёрселл.
В музыке позднего Барокко, формы, открытые предыдущими периодами, достигли зрелости и большой вариативности. Устоялись общепринятые схемы произведений: повторяющаяся двухчастная форма, простая трёхчастная форма, и рондо. Музыку позднего Барокко писали Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Георг Фридрих Гендель, и Иоганн Себастьян Бах.
Помимо оперы, которая стала одной из главных барочных музыкальных форм, стали популярны и другие жанры. Развились такие формы сочинение как токкаты и фуги, уделяли внимание форме кантаты, появился жанр концерта в двух формах: для одного инструмента с оркестром, и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.
Основным музыкальным инструментом Барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные инструменты-виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас. Также деревянные духовые инструменты-различные флейты, кларнет, гобой, фагот.
В эпоху Барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена Года» Антонио Вивальди. Большое число музыкальных терминов и концепций эры Барокко используются до сих пор, произведения того времени широко исполняются и изучаются.
Цитата: Ирен Кард от 19.01.2024, 23:07
Кто главный композитор эпохи Барокко? Конечно же Иоганн Себастьян Бах!
Родился он в 1685 году, 23 марта, в немецком городе Эйзенах. Но, к несчастью, он осиротел в 10-ти летнем возрасте, и о нём и его Якобе стал заботиться старший сын покойного Иоганна Амброзиуса-Кристоф Бах. В 1695 году к нему в Ордруф переехали Якоб и Себастьян.
Там они продолжили обучение, начатое в Эйзенахе, посещали Ордруфский лицей, и совершенствовали своё умение игры на инструментах под руководством Иоганна Кристофа.
В 15 лет Бах поступил на службу учеников в школу при монастыре Святого Михаила в городе Люнебург. Здесь он прожил три года, осваивая хоровое пение. Именно в этом городе он создал свои первые масштабные сочинения.
Первым городом, в котором Бах занял песто органиста стал Арнштадт. В этот период Иоганн Себастьян совершенствовал свои исполнительские навыки и композиторское мастерство. Успехи не заставили себя ждать-появлялись множество органных прелюдий и фуг, фантазий, хоральных прелюдий. Однако, возникли неприятности, из-за которых Бах решил покинуть Арнштадт. В 1705 году, он просил разрешение у начальства, разрешить ему отсутствовать четыре недели. Намерения же у Иоганна были таковы: Пешком отправиться в Любек, чтобы присутствовать на выступлениях знаменитого органиста Дитриха Букстехуде. К слову, который, по преданиям, высоко оценил способности юного композитора. Но по возвращению в Арнштадт Баха вызвали для объяснений: Ведь вместо обещанного 15 ноября 1705 года, он вернулся только в феврале 1706! Очевидно, при первом удобном случае, Иоганн Себастьян покинул Арнштад, город, где его не поняли.
С 1707 по 1708 год Бах служит органистом в Мюльхаузене, пишет первые духовные кантаты, женится на Марии Барбаре Бах, своей троюродной сестре. Однако, им обоим нужно было покинуть этот город, ведь орган перешёл в крайне плачевное состояние, а на строительство и починку нового инструмента денег у города на было.
В следующем городе-Веймаре, Бах проработал уже более долгое время-9 лет. В этот период жизни он служил и как церковный, и как светский музыкант, впервые получил возможность познакомиться с сочинениями Вивальди, позднее выполнил переложения некоторых струнных концертов .
Но обидным было довольно неуважительное отношение к Баху в Веймаре. Он надеялся, что должность придворного капельмейстера, которое стало свободным из-за кончины руководившего капеллой музыканта перейдёт к нему. Но Иоганна Себастьяна ждали разочарование: место занял не блещущий талантами сын покойного капельмейстера. После нескольких недоразумений появился такой документ: „К делу сему: 6 ноября концертмейстер придворный органист Бах за проявленное упрямство и за требование отставки был посажен под арест в помещении земельного суда, а затем, 2 декабря - вместе с изъявлением немилости - ему, через придворного секретаря, дана была отставка с одновременным освобождением из-под ареста.”
Теперь Бах поступил на службу к князю Анхальт-Кётенскому Леопольду. В Кётене композитор прожил с 1717 по 1723 год. Это был очень благополучный период в жизни Иоганна Себастьяна. Должность придворного капельмейстера оказалась хорошо оплачиваемой, а сам знатный вельможа был неплохим музыкальном. За пять лет жизни в Кётене, композитор написал различные инвенции, концерты для скрипки с оркестром, оркестровые увертюры, 6 „Бранденбургских концертов”, первый том „Хороши темперированного клавира”.
Единственным событием, омрачившим пребывание в Кётене, стара смерть жены Баха, в 1720 году. На следующий год Иоганн Себастьян женился во второй раз; его избранницу звали Анна Магдалена Вильке. Через некоторое время, Бах должен был решиться на один шаг: его старшие сыновья подросли, и отец стремился дать им университетское образование. Посему, Бах с семейством переехал в Лейпциг.
В то время этот город был крупнеющим торговым и культурным центром Германии. Его университет-один из старейших в Европе, был основан в 1409. На должность Кантора церкви Святого Фомы города Лейпцига и поступил Иоганн Себастьян в 1723 году, оставаясь там до конца жизни.
Церковь Святого Фомы, Лейпциг
В Лейпциге Бах написал множество грандиозных произведений, таких как „Страсти по Матфею”, „Страсти по Иоанну”, оратории „Рождественская” и „Пасхальная”, второй том „Хорошо темперированного клавира”, также различные кантаты, трио-сонаты, прелюдии и фуги, хоральные прелюдии.
Единственным жанром, который был популярен в Европе в то время и в котором Иоганн Себастьян ничего не написал, стала опера. Объяснение этому факту очень простое: ни в одном городе, в котором служил композитор, не было оперного театра.
Со временем, Бах заметил, что начинает слепнуть. Когда над ним нависла угроза полной потери зрения, было принято решение об операции. Но, к сожалению, медицина в этом случае нанесла больше вреда, чем пользы: зрение не восстановилось, а организму в целом был нанесён серьёзный удар. Спустя четыре месяца после операции, 28 июля 1750 года, Иоганн Себастьян скончался.
На десятилетия музыка Баха отошла в тень новых кумиров. Творчество его сыновей было очень популярно во второй половине 18 века. Но для различных композиторов сочинения „старого” Баха стали эталоном музыкальной одарённости и невероятного мастерства. А широкой публике произведения великого композитора вернул Феликс Мендельсон, который в 1829 году исполнил в Берлине „Страсти по Матфею”.
Кто главный композитор эпохи Барокко? Конечно же Иоганн Себастьян Бах!
Родился он в 1685 году, 23 марта, в немецком городе Эйзенах. Но, к несчастью, он осиротел в 10-ти летнем возрасте, и о нём и его Якобе стал заботиться старший сын покойного Иоганна Амброзиуса-Кристоф Бах. В 1695 году к нему в Ордруф переехали Якоб и Себастьян.
Там они продолжили обучение, начатое в Эйзенахе, посещали Ордруфский лицей, и совершенствовали своё умение игры на инструментах под руководством Иоганна Кристофа.
В 15 лет Бах поступил на службу учеников в школу при монастыре Святого Михаила в городе Люнебург. Здесь он прожил три года, осваивая хоровое пение. Именно в этом городе он создал свои первые масштабные сочинения.
Первым городом, в котором Бах занял песто органиста стал Арнштадт. В этот период Иоганн Себастьян совершенствовал свои исполнительские навыки и композиторское мастерство. Успехи не заставили себя ждать-появлялись множество органных прелюдий и фуг, фантазий, хоральных прелюдий. Однако, возникли неприятности, из-за которых Бах решил покинуть Арнштадт. В 1705 году, он просил разрешение у начальства, разрешить ему отсутствовать четыре недели. Намерения же у Иоганна были таковы: Пешком отправиться в Любек, чтобы присутствовать на выступлениях знаменитого органиста Дитриха Букстехуде. К слову, который, по преданиям, высоко оценил способности юного композитора. Но по возвращению в Арнштадт Баха вызвали для объяснений: Ведь вместо обещанного 15 ноября 1705 года, он вернулся только в феврале 1706! Очевидно, при первом удобном случае, Иоганн Себастьян покинул Арнштад, город, где его не поняли.
С 1707 по 1708 год Бах служит органистом в Мюльхаузене, пишет первые духовные кантаты, женится на Марии Барбаре Бах, своей троюродной сестре. Однако, им обоим нужно было покинуть этот город, ведь орган перешёл в крайне плачевное состояние, а на строительство и починку нового инструмента денег у города на было.
В следующем городе-Веймаре, Бах проработал уже более долгое время-9 лет. В этот период жизни он служил и как церковный, и как светский музыкант, впервые получил возможность познакомиться с сочинениями Вивальди, позднее выполнил переложения некоторых струнных концертов .
Но обидным было довольно неуважительное отношение к Баху в Веймаре. Он надеялся, что должность придворного капельмейстера, которое стало свободным из-за кончины руководившего капеллой музыканта перейдёт к нему. Но Иоганна Себастьяна ждали разочарование: место занял не блещущий талантами сын покойного капельмейстера. После нескольких недоразумений появился такой документ: „К делу сему: 6 ноября концертмейстер придворный органист Бах за проявленное упрямство и за требование отставки был посажен под арест в помещении земельного суда, а затем, 2 декабря - вместе с изъявлением немилости - ему, через придворного секретаря, дана была отставка с одновременным освобождением из-под ареста.”
Теперь Бах поступил на службу к князю Анхальт-Кётенскому Леопольду. В Кётене композитор прожил с 1717 по 1723 год. Это был очень благополучный период в жизни Иоганна Себастьяна. Должность придворного капельмейстера оказалась хорошо оплачиваемой, а сам знатный вельможа был неплохим музыкальном. За пять лет жизни в Кётене, композитор написал различные инвенции, концерты для скрипки с оркестром, оркестровые увертюры, 6 „Бранденбургских концертов”, первый том „Хороши темперированного клавира”.
Единственным событием, омрачившим пребывание в Кётене, стара смерть жены Баха, в 1720 году. На следующий год Иоганн Себастьян женился во второй раз; его избранницу звали Анна Магдалена Вильке. Через некоторое время, Бах должен был решиться на один шаг: его старшие сыновья подросли, и отец стремился дать им университетское образование. Посему, Бах с семейством переехал в Лейпциг.
В то время этот город был крупнеющим торговым и культурным центром Германии. Его университет-один из старейших в Европе, был основан в 1409. На должность Кантора церкви Святого Фомы города Лейпцига и поступил Иоганн Себастьян в 1723 году, оставаясь там до конца жизни.
Церковь Святого Фомы, Лейпциг
В Лейпциге Бах написал множество грандиозных произведений, таких как „Страсти по Матфею”, „Страсти по Иоанну”, оратории „Рождественская” и „Пасхальная”, второй том „Хорошо темперированного клавира”, также различные кантаты, трио-сонаты, прелюдии и фуги, хоральные прелюдии.
Единственным жанром, который был популярен в Европе в то время и в котором Иоганн Себастьян ничего не написал, стала опера. Объяснение этому факту очень простое: ни в одном городе, в котором служил композитор, не было оперного театра.
Со временем, Бах заметил, что начинает слепнуть. Когда над ним нависла угроза полной потери зрения, было принято решение об операции. Но, к сожалению, медицина в этом случае нанесла больше вреда, чем пользы: зрение не восстановилось, а организму в целом был нанесён серьёзный удар. Спустя четыре месяца после операции, 28 июля 1750 года, Иоганн Себастьян скончался.
На десятилетия музыка Баха отошла в тень новых кумиров. Творчество его сыновей было очень популярно во второй половине 18 века. Но для различных композиторов сочинения „старого” Баха стали эталоном музыкальной одарённости и невероятного мастерства. А широкой публике произведения великого композитора вернул Феликс Мендельсон, который в 1829 году исполнил в Берлине „Страсти по Матфею”.
Цитата: Ирен Кард от 01.02.2024, 16:03Сегодня поговорим про известные сочинения Иоганна Себастьяна Баха - "Хорошо темперированный клавир" и "Токката и фуга ре минор".
А почему, собственно, "Хорошо темперированный клавир"? Потому что долгое время клавир настраивали таким образом, что в тональностях, где было больше четырёх знаков обязательно возникала фальшь. Но постепенно система настройки совершенствовалась, и в результате появилась возможность задействовать тональности с большим количеством знаков. Бах был великолепным знатоком устройства разных клавишных инструментов, и имел отличный слух, поэтому с большим воодушевлением воспринял идею подобной системы в настраивании инструментов. Лучший способ показать преимущества равномерной темперации - создать сочинения, которые с иной системе настройки прозвучать просто не смогут.
Ещё в кётенский период Иоганн Себастьян завершил работу над вторым томом "Хорошо темперированного клавира", предисловие к которому открывает данный раздел. В этих строках Бах объясняет принцип, по которому написаны произведения. По звукам восходящей хроматической гаммы чередуются одноимённые мажорные и минорные тональности: до мажор - до минор; до диез мажор - до диез минор; ре мажор - ре минор; и так далее. Таким образом, все 24 тональности присутствуют в пределах первого и второго томов ХТК.
А что такое вообще "Прелюдия и фуга"? Прелюдия - в переводе с латинского означает "играю предварительно", "делаю вступление". Чаще всего так обозначают небольшую пьесу-вступление, которая подготавливает основную часть. Прелюдии свойственна импровизационность, свободная форма, применение от начала до конца единого типа фактуры. Фуга - произведение, написанное в двух или более голосах, в котором в начале вводится музыкальная тема, которая часто повторяется в ходе сочинения. У Баха фуга чаще всего состоит из трёх разделов: Экспозиционного, в котором тема проводится поочерёдно во всех голосах; развивающего, где тема переходит в разные тональности, и репризного - возвращение основной тональности, в которой вновь прозвучит тема.
Ещё есть версия, что в содержании ХТК были установлены такие сюжетно-смысловые циклы как Ветхий Завет, Рождество Христово, Деяния Христа, Пасхальный цикл. Как, например, прелюдия и фуга си бемоль мажор олицетворяет "Поклонение пастухов", а до мажор - "Благовещение".
Если соберётесь послушать что-нибудь из цикла ХТК, то советую прелюдию и фугу ля бемоль мажор из первого тома, , си бемоль мажор, тоже из первого, и ми минор из второго.
Второе произведения: "Токката и фуга ре минор", вы наверняка знаете. Услышьте хотя бы первые секунды этого сочинения - и вы точно согласитесь, что слышали его ранее.
"Токката и фуга ре минор" считается одной из самых ранних работ композитора - предположительно, она была написана в 1702 году. Однако, некоторые музыковеды ставят под сомнение авторство, и утверждают, что это произведение писал вовсе не Иоганн Себастьян, а совершенно кто-то другой. Точная дата создания не ясна из-за того, что нет ни одной известной партитуры, которая была бы подписана композитором. Есть только более поздние копии, сделанные другими. самая ранняя известная копия была написана немецким композитором и органистом Йоханнесом Рингком, но даже она не датирована.
Если с фугой благодаря прошлому примеру всё уже понятно, скажу пару слов о токкате. Её название происходит от итальянского "Toccare", что в переводе значит "касаться". Это произведение для клавишных инструментов, с помощью которого раскрывается виртуозность исполнительского, как раз таки прикосновения. Во времена Баха токкаты часто служили вступлением к фугам и фоном для них, подготавливая почву для последующей, довольно сложной композиции.
Это произведение, конечно же, не зря является одним из самых известных в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Мощное звучание, драматический накал, и насыщенность развития - всё присутствует в этом сочинения. К слову, исполнение длится всего около 10 минут, так что, послушать это великое произведение, много времени у вас не займёт.
Сегодня поговорим про известные сочинения Иоганна Себастьяна Баха - "Хорошо темперированный клавир" и "Токката и фуга ре минор".
А почему, собственно, "Хорошо темперированный клавир"? Потому что долгое время клавир настраивали таким образом, что в тональностях, где было больше четырёх знаков обязательно возникала фальшь. Но постепенно система настройки совершенствовалась, и в результате появилась возможность задействовать тональности с большим количеством знаков. Бах был великолепным знатоком устройства разных клавишных инструментов, и имел отличный слух, поэтому с большим воодушевлением воспринял идею подобной системы в настраивании инструментов. Лучший способ показать преимущества равномерной темперации - создать сочинения, которые с иной системе настройки прозвучать просто не смогут.
Ещё в кётенский период Иоганн Себастьян завершил работу над вторым томом "Хорошо темперированного клавира", предисловие к которому открывает данный раздел. В этих строках Бах объясняет принцип, по которому написаны произведения. По звукам восходящей хроматической гаммы чередуются одноимённые мажорные и минорные тональности: до мажор - до минор; до диез мажор - до диез минор; ре мажор - ре минор; и так далее. Таким образом, все 24 тональности присутствуют в пределах первого и второго томов ХТК.
А что такое вообще "Прелюдия и фуга"? Прелюдия - в переводе с латинского означает "играю предварительно", "делаю вступление". Чаще всего так обозначают небольшую пьесу-вступление, которая подготавливает основную часть. Прелюдии свойственна импровизационность, свободная форма, применение от начала до конца единого типа фактуры. Фуга - произведение, написанное в двух или более голосах, в котором в начале вводится музыкальная тема, которая часто повторяется в ходе сочинения. У Баха фуга чаще всего состоит из трёх разделов: Экспозиционного, в котором тема проводится поочерёдно во всех голосах; развивающего, где тема переходит в разные тональности, и репризного - возвращение основной тональности, в которой вновь прозвучит тема.
Ещё есть версия, что в содержании ХТК были установлены такие сюжетно-смысловые циклы как Ветхий Завет, Рождество Христово, Деяния Христа, Пасхальный цикл. Как, например, прелюдия и фуга си бемоль мажор олицетворяет "Поклонение пастухов", а до мажор - "Благовещение".
Если соберётесь послушать что-нибудь из цикла ХТК, то советую прелюдию и фугу ля бемоль мажор из первого тома, , си бемоль мажор, тоже из первого, и ми минор из второго.
Второе произведения: "Токката и фуга ре минор", вы наверняка знаете. Услышьте хотя бы первые секунды этого сочинения - и вы точно согласитесь, что слышали его ранее.
"Токката и фуга ре минор" считается одной из самых ранних работ композитора - предположительно, она была написана в 1702 году. Однако, некоторые музыковеды ставят под сомнение авторство, и утверждают, что это произведение писал вовсе не Иоганн Себастьян, а совершенно кто-то другой. Точная дата создания не ясна из-за того, что нет ни одной известной партитуры, которая была бы подписана композитором. Есть только более поздние копии, сделанные другими. самая ранняя известная копия была написана немецким композитором и органистом Йоханнесом Рингком, но даже она не датирована.
Если с фугой благодаря прошлому примеру всё уже понятно, скажу пару слов о токкате. Её название происходит от итальянского "Toccare", что в переводе значит "касаться". Это произведение для клавишных инструментов, с помощью которого раскрывается виртуозность исполнительского, как раз таки прикосновения. Во времена Баха токкаты часто служили вступлением к фугам и фоном для них, подготавливая почву для последующей, довольно сложной композиции.
Это произведение, конечно же, не зря является одним из самых известных в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Мощное звучание, драматический накал, и насыщенность развития - всё присутствует в этом сочинения. К слову, исполнение длится всего около 10 минут, так что, послушать это великое произведение, много времени у вас не займёт.
Цитата: Ирен Кард от 22.02.2024, 14:12Сегодняшняя моя статья будет посвящена Антонио Лучио Вивальди-итальянскому композитору, скрипачу и педагогу эпохи Барокко.
Родился Антонио Вивальди 4 марта, 1678 года в Венеции, в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Отец Антонио совмещал свою работу с игрой на скрипке, и был скрипачом в соборе Святого Марка (в то время-придворной капелле). Так что, именно отец Антонио привил ему любовь к скрипке, обучил игре на этом инструменте, и передал собственные навыки. Хотя, также имеется версия, что Вивальди обучался теории музыки и композиции у итальянского композитора Джованни Легренци. Но многие исследователи ставят эту теорию под сомнение, учитывая то, что Легренци умер в 1690 году. Уже в 10-11 летнем возрасте будущий композитор настолько хорошо овладел игрой на скрипке, что мог иногда заменять своего отца на службе в капелле.
Однако, с детства Вивальди отличался слабым здоровьем, и был болен астмой. Поэтому, на семейном совете было принято решение отдать его учиться на священника. В 1703 году он начал служить мессы в церкви Сан-Джованни в родной Венеции. Однако, на этом посту Антонио не слишком усердствовал, и по душе ему пришлась другая работа.
В 25 лет Вивальди стал преподавателем игры на скрипке в Ospedalle della Pieta - приюте-консерватории для девочек. Приюты для девочек тогда специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось музыке, пению, исполнению духовных мелодий. Антонио стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание ораторий и концертов к церковным праздникам. Кроме того, композитор лично занимался с сиротами музыкой и вокалом. Впоследствии, Вивальди стал капельмейстером оркестра этой консерватории. Для воспитанниц он сочинил значительное количество произведений. Их сложность и виртуозность позволяют судить о весьма высоком уровне подготовки учениц консерватории.
Консерватория "Ospedalle della Pieta" в Венеции
Первые изданные сочинения Вивальди - скрипичные сонаты, опубликованные в 1705 году. Далее он издавал свои камерные произведения с завидной регулярностью. Благодаря этому, музыка Антонио очень скоро стала известной уже за пределами Венеции и Италии. Особый успех ему принёс цикл из 12 концертов "L'estro armonico" (Гармоническое вдохновение), изданный в 1711 году. Теперь трёхчастная структура концерта (сольного скрипичного, или cocerto grosso), которая показалась композитору наиболее убедительной (быстро - медленно - быстро), стала перениматься многими европейскими композиторами.
С 1713 года Вивальди увлёкся новым для себя видом музыкального искусства - оперой. Первой написанной им оперой стала "Оттон на вилле", которая принесла автору солидное вознаграждение и успех у публики. Чуть позже, композитор обратился к жанру оратории. В середине 18 века им были написаны "Моисей, бог фараона" и "Торжествующая Юдифь". В одном из писем, написанных Вивальди в 1737 году, он ссылается на то, что написал 94 оперы. Однако, в наше время было обнаружено лишь около 50 опер Вивальди, и никакой другой документации об остальных операх не существует.
Кроме Венеции, Антонио Вивальди также работал в Мантуе, Неаполе, Риме. Его музыка была хорошо известна в Северной Европе, где в Амстердаме был опубликован цикл концертов; четыре первых опуса были объединены под названием "Le quattro stagione", которые почти все сейчас знают под названием "Времена года". По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества композитора.
Под конец жизни успех оставил композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не совсем прозябнуть в нищете. Последняя в жизни поездка Антонио ( в Вену) оказалась крайне неудачной. Прохладный климат и неустроенность плохо сказались на состоянии композитора, и летом 1741 года он скончался.
Количество сочинений Антонио Вивальди невероятно: на сегодняшний день известны свыше 500 концертов, множество опер, ораторий, светских кантат, сонат и духовной музыки. Однако, на долгое время музыка Вивальди оказалась забытой, и только в 20-е года 20-го века, в библиотеке одного из венецианских монастырей были обнаружены рукописи произведений композитора. С того момента началось триумфальное возвращение миру его чудесной музыки.
Сегодняшняя моя статья будет посвящена Антонио Лучио Вивальди-итальянскому композитору, скрипачу и педагогу эпохи Барокко.
Родился Антонио Вивальди 4 марта, 1678 года в Венеции, в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Отец Антонио совмещал свою работу с игрой на скрипке, и был скрипачом в соборе Святого Марка (в то время-придворной капелле). Так что, именно отец Антонио привил ему любовь к скрипке, обучил игре на этом инструменте, и передал собственные навыки. Хотя, также имеется версия, что Вивальди обучался теории музыки и композиции у итальянского композитора Джованни Легренци. Но многие исследователи ставят эту теорию под сомнение, учитывая то, что Легренци умер в 1690 году. Уже в 10-11 летнем возрасте будущий композитор настолько хорошо овладел игрой на скрипке, что мог иногда заменять своего отца на службе в капелле.
Однако, с детства Вивальди отличался слабым здоровьем, и был болен астмой. Поэтому, на семейном совете было принято решение отдать его учиться на священника. В 1703 году он начал служить мессы в церкви Сан-Джованни в родной Венеции. Однако, на этом посту Антонио не слишком усердствовал, и по душе ему пришлась другая работа.
В 25 лет Вивальди стал преподавателем игры на скрипке в Ospedalle della Pieta - приюте-консерватории для девочек. Приюты для девочек тогда специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось музыке, пению, исполнению духовных мелодий. Антонио стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание ораторий и концертов к церковным праздникам. Кроме того, композитор лично занимался с сиротами музыкой и вокалом. Впоследствии, Вивальди стал капельмейстером оркестра этой консерватории. Для воспитанниц он сочинил значительное количество произведений. Их сложность и виртуозность позволяют судить о весьма высоком уровне подготовки учениц консерватории.
Консерватория "Ospedalle della Pieta" в Венеции
Первые изданные сочинения Вивальди - скрипичные сонаты, опубликованные в 1705 году. Далее он издавал свои камерные произведения с завидной регулярностью. Благодаря этому, музыка Антонио очень скоро стала известной уже за пределами Венеции и Италии. Особый успех ему принёс цикл из 12 концертов "L'estro armonico" (Гармоническое вдохновение), изданный в 1711 году. Теперь трёхчастная структура концерта (сольного скрипичного, или cocerto grosso), которая показалась композитору наиболее убедительной (быстро - медленно - быстро), стала перениматься многими европейскими композиторами.
С 1713 года Вивальди увлёкся новым для себя видом музыкального искусства - оперой. Первой написанной им оперой стала "Оттон на вилле", которая принесла автору солидное вознаграждение и успех у публики. Чуть позже, композитор обратился к жанру оратории. В середине 18 века им были написаны "Моисей, бог фараона" и "Торжествующая Юдифь". В одном из писем, написанных Вивальди в 1737 году, он ссылается на то, что написал 94 оперы. Однако, в наше время было обнаружено лишь около 50 опер Вивальди, и никакой другой документации об остальных операх не существует.
Кроме Венеции, Антонио Вивальди также работал в Мантуе, Неаполе, Риме. Его музыка была хорошо известна в Северной Европе, где в Амстердаме был опубликован цикл концертов; четыре первых опуса были объединены под названием "Le quattro stagione", которые почти все сейчас знают под названием "Времена года". По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества композитора.
Под конец жизни успех оставил композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не совсем прозябнуть в нищете. Последняя в жизни поездка Антонио ( в Вену) оказалась крайне неудачной. Прохладный климат и неустроенность плохо сказались на состоянии композитора, и летом 1741 года он скончался.
Количество сочинений Антонио Вивальди невероятно: на сегодняшний день известны свыше 500 концертов, множество опер, ораторий, светских кантат, сонат и духовной музыки. Однако, на долгое время музыка Вивальди оказалась забытой, и только в 20-е года 20-го века, в библиотеке одного из венецианских монастырей были обнаружены рукописи произведений композитора. С того момента началось триумфальное возвращение миру его чудесной музыки.
Цитата: Ирен Кард от 29.02.2024, 21:58Времена годаВремена года - цикл концертов для скрипки с оркестром, авторства Антонио Вивальди. Все концерты цикла написаны в классической итальянской трёхчастной концертной форме, в которой быстрые первая и последняя части обрамляют медленную центральную. Этот цикл является программным - каждый из концертов посвящен одному из времён года, и предваряется сонетом. Давайте же поподробней рассмотрим каждый из концертов:
Концерт 1, „Весна”, тональность ми мажор.
1 часть, „Пришла весна”.К первому концерту цикла добавлен сонет „Весна”, и в соответствии с его праздничным настроением, концерт открывает радостная, ликующая тема.
Эта основная тема, исполняемая всем оркестром и повторяющаяся несколько раз в форме ритурнели, чередуется с музыкальными фрагментами - эпизодами, которые исполняются тремя скрипачами — солистом и концертмейстерами групп первых и вторых скрипок, и иллюстрируют первые восемь строк сонета. Так, первый сольный эпизод, исполняемый на высоких нотах, имитирует пение птиц. Затем идёт изображение к тексту о бегущих ручьях, передаваемое нотами, длительностью 1/16, и о весенней грозе. Громовые раскаты изображает грозная напористая мелодия, исполняемая в унисон всем оркестром. Вспышки молний - вначале синхронные восходящие гаммоподобные пассажи у всех трёх солистов, затем - только у главной скрипки. В них использована техника арпеджио, они звучат „изломано“ полотно росчерку молнии. Перед последним возвращением главной темы, звучит ещё один эпизод с пением птиц, отличающийся от первого.2 часть, „Спящий пастух”.
Вторую часть, в темпе Largo (широко) ведёт солирующая скрипка под аккомпанемент скрипок и альтов. Скрипки звучат pianissimo sempre (всё время очень тихо), подражая шелесту листвы - эффект достигается с помощью повторяющихся фрагментов из трёх нот. Альты, в отличие от приглушённых скрипок, постоянно повторяют громко и грубо одну и ту же пару нот. По замыслу автора, так передаётся взлаивание пастушьей собаки, охраняющей сон хозяина. Будучи антиподом первой и третей части, с множеством чередующихся тем, вся центральная часть построена на раскрытии единственной безмятежной темы, что создаёт ощущение спокойствия и покоя.
3 часть, „Деревенский танец”.
Заключительная часть, «Танец-пастораль», снова энергична и жизнерадостна. Согласно некоторым источникам, основной ритм в ней задаётся в соответствии с каноном сицилианы - танца пасторального характера. По другой версии, в основу музыки легла французская разновидность жиги, близкая роду изображаемого танца, известного как канари. В этой части переливистые верхние ноты у скрипок звучат на фоне низкого протяжного гудения у басовых струнных в главной, повторяющейся теме части со звучанием волынки. А картину самого танца создаёт струящийся ритм 12/8. По ходу части настроение меняется — мелодия переходит в ми минор, становясь суровой, а затем задумчивой, но на смену минору в последний раз возвращается главная танцевальная тема, завершающая и часть, и весь концерт.
Концерт 2, „Лето”, тональность соль минор.
1 часть, „Жара, жалоба крестьянина.”Лето в трактовке композитора — не радостное благодатное время года, а пора обжигающего зноя, сменяющегося жестокими грозами. Короткие, отрывистые фразы в вступлении к первой части передают изнеможение от жары, в соответствии со строками приложенного сонета.
Первые ноты звучат pianissimo, затем, по тексту сонета, вступает перекличка птиц в исполнении солиста - кукушки, горлицы, щегла. В верхний регистрах оркестра же зарождается „Дуновение ветерка”, которое постепенно переходит в порыв северного ветра, озвученые уже всем оркестром. Этот короткий момент вновь сменяется томной основной темой, которая постепенно стихает: звучать остаётся только солирующая скрипка и басовый аккомпанемент органа. Скрипка звучит жалобно - она изображает пастуха, страдающего от надвигающейся бури. Затем, в оркестре вторично, с новой силой звучит тема северного ветра, завершая первую часть.2 часть, „Летняя страда”.
В небольшой, медленной центральной части продолжается жалоба солирующий скрипки, но теперь с ней контрастируют грозные предгрозовые раскаты у оркестра. В промежутках между этими громовыми раскатами оркестр повторяет назойливую зудящую музыкальную фразу, символизирующую жужжание комаров и мошкары. Постепенно музыка затухает, но это лишь затишье перед бурей.
3 часть, „Летняя гроза”.
Заключительная часть - сцена грозы в инструментальном изложении. Мелодия в минорной тональности, нисходящая по тетрахорду - общий приём у многих композиторов в темах, выражающих страдание. В бурной мелодии звучат и грозовые раскаты из второй части, и изображающие вспышки молний пассажи-гаммы из первой. Восходящие и нисходящие гаммы и арпеджио символизируют хлещущие со всех сторон потоки воды. Пока эти пассажи исполняются альтами и басами, а в виртуозной партии солиста звучат отчаянные, испуганные интонации, у группы скрипок звучит мелодия, ритмически напоминающая тему «разных ветров» из первой части. Концерт завершается грозным унисоном всех инструментов оркестра.
Концерт 3, „Осень”, тональность фа мажор.
Часть 1, „Танец и песня крестьянских парней”.Первая часть концерта представляет слушателю картины крестьянского праздника урожая - первая ремарка в нотах гласит «Танец и песни крестьян». В первом сольном фрагменте задаётся основная танцевальная тема, однако второй и третий эпизоды стилистически отличаются: здесь солист исполняет арпеджио, восходящие и нисходящие пассажи - «струящаяся» мелодия скрипки символизирует разливаемое вино. При этом, в один момент основная тема перемещается в соль минор, но позже снова возвращается в основную тональность. Наконец, после короткого возвращения к музыкальной теме, скрипка солиста почти затухает, и тянет пять тактов одну и ту же ноту. Тем не менее, завершает первую часть возвратившаяся танцевальная тема.
Часть 2, „Спящие пьяные”.
Празднество подходит к концу. тему второй части описывают строки сонета «И, завершая радость наслажденья, В крепчайший сон всех погружает ночь». Эту короткую, всего на две страницы партитуры зарисовку струнные инструменты исполняют с сурдинами. Они исполняют простые неспешные аккордовые пассажи, подчёркивая покой тихой ночи. Басовая партия едва намечена, и ноты содержат рекомендацию клавесинисту играть арпеджио, также пытаясь соответствовать атмосфере покоя. Сольная скрипичная партия же отсутствует полностью — редкое в творчестве Вивальди выражение построения медленной части, вместо чётко прописанной партии дать солисту возможности для экспромта.
Часть 3, „Охота”.
Заключительная часть концерта — образец музыкальной и поэтической формы качча (caccia с итальянского - охота). К слову, именно из-за этой темы и была выбрана тональность фа мажор, которая во времена Вивальди как естественная тональность для охотничьих рогов. Первые такты части создают бодрящую атмосферу раннего утра с трубящими охотничьими рогами и гарцующими лошадьми. Далее музыканты передают для слушателя картины охоты на оленя — скачки́ испуганного животного, спасающегося от людей и собак, его ранение и смерть. Хотя первая часть концерта посвящена грубым забавам крестьян, последняя же - развлечению высшего сословия, где сольные темы обеих частей перекликаются.
Концерт 4, „Зима”, тональность фа минор.
Часть 1, „Сильный ветер”.В первой части авторские ремарки указывают на то, что музыкантам следует имитировать лязг зубов от холода, вой ледяного ветра, притоптывание и беганье в попытках согреться. Эффект пустоты и холода создаётся с помощью последовательности повторяющихся диссонирующих нот, которая сначала возникает в группе виолончелей, а затем поочерёдно развивается альтами, вторыми и первыми скрипками. В партии солиста же звучит свист пронизывающего ветра, и этот момент является самым сложным для солиста-скрипача во всём цикле. В частности, в 3-ем сольном эпизоде, изображающим клацанье зубами от холода солист ведёт партию парами нот длительностью 1/32, имитируя дрожь.
Часть 2, „У камина”.
Вторая, медленная, часть вводит тему «зимних наслаждений». Она обладает такой завершённостью, что часто исполняется как самостоятельное произведение. В этой небольшой лиричной зарисовке, рисующей картину покоя у жарко натопленной печи доминирует исполнение солиста, а пиццикато скрипок оркестра создаёт иллюзию падающих за окном дождевых капель.
Часть 3, „Прогулка по льду”.
Заключительную часть открывает скрипичное соло, звучащее на фоне тянущейся басовой ноты континуо - это изображение осторожного скольжения на коньках по льду. Затем к солисту присоединяется весь оркестр, и в музыке появляются разрывы и диссонансы, она становиться напряжённей. После образов неуклюже падающих на лёд людей вновь вступает солист. Его партия ведётся нотами, длительностью 1/16, стаккато (отрывисто) - это символизирует трещащий и ломающийся под ногами лёд. Позже темп музыки становиться медленным, спокойная мелодия создаёт образ ветра с юга. Однако зиме ещё не конец, и солист и оркестр, чередуясь, вновь вводят резкую и суровую тему северного ветра-борея. Энергичный финал, символизирующий холодную силу зимы, завершает не только концерт, а уже весь цикл.
Времена года - цикл концертов для скрипки с оркестром, авторства Антонио Вивальди. Все концерты цикла написаны в классической итальянской трёхчастной концертной форме, в которой быстрые первая и последняя части обрамляют медленную центральную. Этот цикл является программным - каждый из концертов посвящен одному из времён года, и предваряется сонетом. Давайте же поподробней рассмотрим каждый из концертов:
1 часть, „Пришла весна”.
К первому концерту цикла добавлен сонет „Весна”, и в соответствии с его праздничным настроением, концерт открывает радостная, ликующая тема.
Эта основная тема, исполняемая всем оркестром и повторяющаяся несколько раз в форме ритурнели, чередуется с музыкальными фрагментами - эпизодами, которые исполняются тремя скрипачами — солистом и концертмейстерами групп первых и вторых скрипок, и иллюстрируют первые восемь строк сонета. Так, первый сольный эпизод, исполняемый на высоких нотах, имитирует пение птиц. Затем идёт изображение к тексту о бегущих ручьях, передаваемое нотами, длительностью 1/16, и о весенней грозе. Громовые раскаты изображает грозная напористая мелодия, исполняемая в унисон всем оркестром. Вспышки молний - вначале синхронные восходящие гаммоподобные пассажи у всех трёх солистов, затем - только у главной скрипки. В них использована техника арпеджио, они звучат „изломано“ полотно росчерку молнии. Перед последним возвращением главной темы, звучит ещё один эпизод с пением птиц, отличающийся от первого.
2 часть, „Спящий пастух”.
Вторую часть, в темпе Largo (широко) ведёт солирующая скрипка под аккомпанемент скрипок и альтов. Скрипки звучат pianissimo sempre (всё время очень тихо), подражая шелесту листвы - эффект достигается с помощью повторяющихся фрагментов из трёх нот. Альты, в отличие от приглушённых скрипок, постоянно повторяют громко и грубо одну и ту же пару нот. По замыслу автора, так передаётся взлаивание пастушьей собаки, охраняющей сон хозяина. Будучи антиподом первой и третей части, с множеством чередующихся тем, вся центральная часть построена на раскрытии единственной безмятежной темы, что создаёт ощущение спокойствия и покоя.
3 часть, „Деревенский танец”.
Заключительная часть, «Танец-пастораль», снова энергична и жизнерадостна. Согласно некоторым источникам, основной ритм в ней задаётся в соответствии с каноном сицилианы - танца пасторального характера. По другой версии, в основу музыки легла французская разновидность жиги, близкая роду изображаемого танца, известного как канари. В этой части переливистые верхние ноты у скрипок звучат на фоне низкого протяжного гудения у басовых струнных в главной, повторяющейся теме части со звучанием волынки. А картину самого танца создаёт струящийся ритм 12/8. По ходу части настроение меняется — мелодия переходит в ми минор, становясь суровой, а затем задумчивой, но на смену минору в последний раз возвращается главная танцевальная тема, завершающая и часть, и весь концерт.
Концерт 2, „Лето”, тональность соль минор.
1 часть, „Жара, жалоба крестьянина.”
Лето в трактовке композитора — не радостное благодатное время года, а пора обжигающего зноя, сменяющегося жестокими грозами. Короткие, отрывистые фразы в вступлении к первой части передают изнеможение от жары, в соответствии со строками приложенного сонета.
Первые ноты звучат pianissimo, затем, по тексту сонета, вступает перекличка птиц в исполнении солиста - кукушки, горлицы, щегла. В верхний регистрах оркестра же зарождается „Дуновение ветерка”, которое постепенно переходит в порыв северного ветра, озвученые уже всем оркестром. Этот короткий момент вновь сменяется томной основной темой, которая постепенно стихает: звучать остаётся только солирующая скрипка и басовый аккомпанемент органа. Скрипка звучит жалобно - она изображает пастуха, страдающего от надвигающейся бури. Затем, в оркестре вторично, с новой силой звучит тема северного ветра, завершая первую часть.
2 часть, „Летняя страда”.
В небольшой, медленной центральной части продолжается жалоба солирующий скрипки, но теперь с ней контрастируют грозные предгрозовые раскаты у оркестра. В промежутках между этими громовыми раскатами оркестр повторяет назойливую зудящую музыкальную фразу, символизирующую жужжание комаров и мошкары. Постепенно музыка затухает, но это лишь затишье перед бурей.
3 часть, „Летняя гроза”.
Заключительная часть - сцена грозы в инструментальном изложении. Мелодия в минорной тональности, нисходящая по тетрахорду - общий приём у многих композиторов в темах, выражающих страдание. В бурной мелодии звучат и грозовые раскаты из второй части, и изображающие вспышки молний пассажи-гаммы из первой. Восходящие и нисходящие гаммы и арпеджио символизируют хлещущие со всех сторон потоки воды. Пока эти пассажи исполняются альтами и басами, а в виртуозной партии солиста звучат отчаянные, испуганные интонации, у группы скрипок звучит мелодия, ритмически напоминающая тему «разных ветров» из первой части. Концерт завершается грозным унисоном всех инструментов оркестра.
Концерт 3, „Осень”, тональность фа мажор.
Часть 1, „Танец и песня крестьянских парней”.
Первая часть концерта представляет слушателю картины крестьянского праздника урожая - первая ремарка в нотах гласит «Танец и песни крестьян». В первом сольном фрагменте задаётся основная танцевальная тема, однако второй и третий эпизоды стилистически отличаются: здесь солист исполняет арпеджио, восходящие и нисходящие пассажи - «струящаяся» мелодия скрипки символизирует разливаемое вино. При этом, в один момент основная тема перемещается в соль минор, но позже снова возвращается в основную тональность. Наконец, после короткого возвращения к музыкальной теме, скрипка солиста почти затухает, и тянет пять тактов одну и ту же ноту. Тем не менее, завершает первую часть возвратившаяся танцевальная тема.
Часть 2, „Спящие пьяные”.
Празднество подходит к концу. тему второй части описывают строки сонета «И, завершая радость наслажденья, В крепчайший сон всех погружает ночь». Эту короткую, всего на две страницы партитуры зарисовку струнные инструменты исполняют с сурдинами. Они исполняют простые неспешные аккордовые пассажи, подчёркивая покой тихой ночи. Басовая партия едва намечена, и ноты содержат рекомендацию клавесинисту играть арпеджио, также пытаясь соответствовать атмосфере покоя. Сольная скрипичная партия же отсутствует полностью — редкое в творчестве Вивальди выражение построения медленной части, вместо чётко прописанной партии дать солисту возможности для экспромта.
Часть 3, „Охота”.
Заключительная часть концерта — образец музыкальной и поэтической формы качча (caccia с итальянского - охота). К слову, именно из-за этой темы и была выбрана тональность фа мажор, которая во времена Вивальди как естественная тональность для охотничьих рогов. Первые такты части создают бодрящую атмосферу раннего утра с трубящими охотничьими рогами и гарцующими лошадьми. Далее музыканты передают для слушателя картины охоты на оленя — скачки́ испуганного животного, спасающегося от людей и собак, его ранение и смерть. Хотя первая часть концерта посвящена грубым забавам крестьян, последняя же - развлечению высшего сословия, где сольные темы обеих частей перекликаются.
Концерт 4, „Зима”, тональность фа минор.
Часть 1, „Сильный ветер”.
В первой части авторские ремарки указывают на то, что музыкантам следует имитировать лязг зубов от холода, вой ледяного ветра, притоптывание и беганье в попытках согреться. Эффект пустоты и холода создаётся с помощью последовательности повторяющихся диссонирующих нот, которая сначала возникает в группе виолончелей, а затем поочерёдно развивается альтами, вторыми и первыми скрипками. В партии солиста же звучит свист пронизывающего ветра, и этот момент является самым сложным для солиста-скрипача во всём цикле. В частности, в 3-ем сольном эпизоде, изображающим клацанье зубами от холода солист ведёт партию парами нот длительностью 1/32, имитируя дрожь.
Часть 2, „У камина”.
Вторая, медленная, часть вводит тему «зимних наслаждений». Она обладает такой завершённостью, что часто исполняется как самостоятельное произведение. В этой небольшой лиричной зарисовке, рисующей картину покоя у жарко натопленной печи доминирует исполнение солиста, а пиццикато скрипок оркестра создаёт иллюзию падающих за окном дождевых капель.
Часть 3, „Прогулка по льду”.
Заключительную часть открывает скрипичное соло, звучащее на фоне тянущейся басовой ноты континуо - это изображение осторожного скольжения на коньках по льду. Затем к солисту присоединяется весь оркестр, и в музыке появляются разрывы и диссонансы, она становиться напряжённей. После образов неуклюже падающих на лёд людей вновь вступает солист. Его партия ведётся нотами, длительностью 1/16, стаккато (отрывисто) - это символизирует трещащий и ломающийся под ногами лёд. Позже темп музыки становиться медленным, спокойная мелодия создаёт образ ветра с юга. Однако зиме ещё не конец, и солист и оркестр, чередуясь, вновь вводят резкую и суровую тему северного ветра-борея. Энергичный финал, символизирующий холодную силу зимы, завершает не только концерт, а уже весь цикл.
Цитата: Ирен Кард от 19.03.2024, 07:45
Музыка эпохи классицизма.
Музыка эпохи Классицизма - период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами.„Classicus” в переводе с латыни означает - „идеальный”, „образцовый”. Идеалом и образцом для подражания вновь стала античность и её искусство. На смену пышности и витиеватости Барокко приходит простота, строгость, ясность. Ритм музыкальных произведений отличается непринуждённостью, естественностью, разнообразием и характерностью. В качестве сюжетов для изобразительного искусства, музыки, литературы снова становятся популярными древнегреческие и древнеримские мифы и трагедии.
В 18 веке происходит значительное расширение форм бытования музыки. Помимо придворной, театральной и церковной музыки (которая постепенно отходит на второй план), возникают более демократичные виды её существования - различного уровня музыкальные академии, и концертные организации. Благодаря им публика имела возможность приобщиться к высокому музыкальному искусству, приобретая билет или абонемент. Многие европейские монархи, правившие в том веке, являлись искренними почитателями музыкального искусства, и естественно содержали при дворах оркестры. А один из правителей - Фридрих Великий - сам был музыкантом: король увлекался игрой на флейте.
Демократичные веяния также проникали и в оперные театры. На смену „высокой” опере - лирической трагедии, и опере-seria (серьёзной) приходят итальянская опера-buffa (весёлая), французская комическая опера. И австро-немецкий зингшпиль (Singspiel - игра с пением). Основным отличием оперы-buffa было наличие речитативов, тогда как во французской комической опере и зингшпилях использовались диалоги. А бойкость весёлых, иногда даже дерзких сюжетов объединяла все три вида опер.
Музыкальная культура классицизма создает новые жанры инструментальной музыки – соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма, до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.Классицизму, также, присуще разделять жанры на „высокие” и „низкие”: «Высокие» сочинения – это произведения, обращающиеся к античным и религиозным сюжетам, написанные торжественным языком (трагедия, гимн, ода). А «низкие» жанры – те произведения, которые изложены на просторечном языке и отражают народный быт (басня, комедия).
Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная во время эпохи Классицизма, сохраняет своё значение и до сих пор, произведения того периода широко исполняются и изучаются.
Музыка эпохи классицизма.
„Classicus” в переводе с латыни означает - „идеальный”, „образцовый”. Идеалом и образцом для подражания вновь стала античность и её искусство. На смену пышности и витиеватости Барокко приходит простота, строгость, ясность. Ритм музыкальных произведений отличается непринуждённостью, естественностью, разнообразием и характерностью. В качестве сюжетов для изобразительного искусства, музыки, литературы снова становятся популярными древнегреческие и древнеримские мифы и трагедии.
В 18 веке происходит значительное расширение форм бытования музыки. Помимо придворной, театральной и церковной музыки (которая постепенно отходит на второй план), возникают более демократичные виды её существования - различного уровня музыкальные академии, и концертные организации. Благодаря им публика имела возможность приобщиться к высокому музыкальному искусству, приобретая билет или абонемент. Многие европейские монархи, правившие в том веке, являлись искренними почитателями музыкального искусства, и естественно содержали при дворах оркестры. А один из правителей - Фридрих Великий - сам был музыкантом: король увлекался игрой на флейте.
Демократичные веяния также проникали и в оперные театры. На смену „высокой” опере - лирической трагедии, и опере-seria (серьёзной) приходят итальянская опера-buffa (весёлая), французская комическая опера. И австро-немецкий зингшпиль (Singspiel - игра с пением). Основным отличием оперы-buffa было наличие речитативов, тогда как во французской комической опере и зингшпилях использовались диалоги. А бойкость весёлых, иногда даже дерзких сюжетов объединяла все три вида опер.
Музыкальная культура классицизма создает новые жанры инструментальной музыки – соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма, до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.
Классицизму, также, присуще разделять жанры на „высокие” и „низкие”: «Высокие» сочинения – это произведения, обращающиеся к античным и религиозным сюжетам, написанные торжественным языком (трагедия, гимн, ода). А «низкие» жанры – те произведения, которые изложены на просторечном языке и отражают народный быт (басня, комедия).
Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная во время эпохи Классицизма, сохраняет своё значение и до сих пор, произведения того периода широко исполняются и изучаются.
Цитата: Ирен Кард от 10.04.2024, 13:19Сегодня поговорим про композитора эпохи классицизма, представителя венской классической школы, "отца симфонии и квартета" - Франца Йозефа Гайдна.
Родился Йозеф Гайдн 1 апреля 1732 года, в деревне Рорау в Австрии, в семье каретного мастера. Его родители, увлекавшиеся любительским музицированием, заметили способности мальчика к музыке. В 1738 году его отправили к родственнику Иоганну Франку, который был профессиональным музыкантом и ректором школы в Хайнбурге. Йозеф был трудолюбив и талантлив, и уже на шестом году жизни пел с хором некоторые мессы, а также немного играл на клавикорде и скрипке.
Но скоро судьба мальчика изменилась - в Хайнбурге проездом оказался Карл Георг фон Рейтер - капельмейстер при соборе Святого Стефана в Вене. Он высоко оценил способности юного Гайдна, и договорился, что тот прибудет в столицу Австрии, когда ему исполнится 8 лет.
И вот он в Вене. Мастерство Йозефа-хориста действительно не вызвало ни у кого сомнений, он пел в капелле, и уже в то время пробовал сочинять музыку. Однако, его голос начал ломаться, "ангельское" звучание становилось резким, неприятным. И Рейтер без тени сомнения выставил бывшего хориста за дверь, тем более, что ему уже нашли замену: младший брат Йозефа, Михаэль, обладав замечательным голосом был принят в капеллу.
Десять лет, с 1749 по 1959 Гайдн жил в Вене, пытаясь зарабатывать себе на жизнь: он переписывал ноты, занимался частными уроками, сочинял музыку по чьему-либо заказу. Однако, Йозефу повезло с выбором места жительства: в том же доме занимал квартиру знаменитый итальянский поэт и либреттист - Пьетро Метастазио. Дочери его друга был необходим преподаватель игры на клавикордах, им и стал Гайдн. Девушку обучали не только игре, но и пению; в этой роли выступил известный итальянский композитор Никола Порпор. Для уроков пения был необходим аккомпаниатор - эту работу также предложили Гайдну. Теперь молодой человек получил возможность познакомиться с итальянской манерой пения, заодно освоить этот язык и основы искусства композиции.В эти годы появляются первые сочинения Йозефа: струнные квартеты, месса фа мажор, различные инструментальные пьесы. Была написана первая опера-зингшпиль "Хромой бес" - она была поставлена с успехом, Гайдну удалось заработать хорошие деньги. Постепенно жизнь Йозефа налаживалась. Его музыка пользовалась популярностью, поступали заказы. Благодаря своему исполнительскому мастерству, хорошим манерам и добродушному нраву он становился желанным гостем-музыкантом во многих музыкальных салонах.В 1759 году Гайдна приглашают на должность композитора камерной музыки у графа Морцина из Богемии. Единственное условие, которое граф ставил музыкантам капеллы - отсутствие семьи. Для капеллы Морцина Йозеф сочинил свою первую симфонию (ре мажор), камерные произведения. Однако, несмотря на запрет вельможи композитор женился, и это заставило его понервничать, ведь брак приходилось держать в тайне. Но в 1760 году тревогам пришёл конец - граф Морцин просто распустил свою капеллу. Гайдна же пригласили вице-капельмейстером в капеллу князя Антона Эстергази. Так начался 30-летний период службы Йозефа Гайдна у одного из самых знатных европейских семейств.По составленному договору Гайдн должен был следить за состоянием музыкальных инструментов, заниматься с певцами, контролировать поведение музыкантов-оркестрантов, и последние, и между прочим самое главное - по первому приказанию князя сочинять любую музыку, и при этом хранить её только для господина, и больше ни для кого, ничего не сочинять. В 1762 году умирает князь Антон, и новым хозяином Йозефа стал Миклош Эстергази. Он был поклонником искусств, очень любил музыку. Из-за любви к роскоши и развитого чувства прекрасного, он решил построить новую резиденцию - Эстергаз. Помимо здания дворца там были построены здания оперного театра, и театра марионеток; теперь под руководством Гайдна были ещё и два театра. В результате он сочинил большое количество опер - "Аптекарь", "Рыбачки", "Лунный мир" и другие.В 1780-е годы Йозеф получил предложение от Дирекции парижских концертов сочинить цикл симфоний. Князь позволил композитору принять этот заказ. В результате появился один из самых совершенных циклов, состоящих из шести "Парижских симфоний".Постепенно имя Гайдна, композитора, который жил в замкнутом мире - имении князей, - становится известным по всему миру. Его сочинения попадали к различным любителям музыки, и профессиональным музыкантам. А среди почитателей таланта композитора были такие люди как австрийская императрица Мария Терезия, прусский король Фридрих ||, будущий российский император Павел |.Осенью 1790 года в Вене после болезни скончался князь Миклош Эстергази. Его наследник - князь Антон, не был рьяным любителем музыки, и потому распустил капеллу отца, оставив на службе только двоих музыкантов - скрипача Луиджи Томазини и Йозефа Гайдна.Через некоторое время Гайдн познакомился с импресарио Саломоном, который предложил композитору работу в Лондоне при выгодных условиях. Спросив разрешение своего нового князя, и получив его, тот согласился на поездку; И, в январе 1791 года Йозеф и Саломон прибыли в столицу Великобритании.После тихой жизни в Эстаргазе шумный Лондон несколько шокировал композитора. С Гайдном желало познакомиться множество людей, везде его принимали с уважением и почётом, у него в распоряжении был большой, почти в 60 человек оркестр.После большого количества успешных концертов и написанных произведений, летом 1792 года Йозеф ненадолго возвратился в Вену. В январе 1794 года он снова прибыл в Лондон.Гайдн вернулся в Австрию летом 1795 года. На родине его ожидал очень приятный сюрприз: по приглашению графа Карла Гарраха композитор приехал в Рорау, где ему был установлен памятник. Прославленный музыкант смог увидеть родной дом, который покинул много лет назад.Йозеф вернулся в Эстергаз на службу к новому князю - Миклошу Эстергази Второму, которому хотелось бы возродить былое великолепие капеллы, а для этого был необходим опытный, мудрый советник и блестящий музыкант. Для своего нового хозяина композитор написал шесть месс. Следующими крупными произведениями становятся оратории "Сотворение мира" и "Времена года". Работа над этими произведениями сильно истощила силы уже немолодого Гайдна.Йозеф Гайдн умер 31 мая 1809 года в окружении своих домочадцев. В те дни Вену заняли французские войска. Похороны великого композитора прошли очень скромно. Спустя две недели после окончания боевых действий в одной из церквей Вены состоялась торжественная панихида.
Сегодня поговорим про композитора эпохи классицизма, представителя венской классической школы, "отца симфонии и квартета" - Франца Йозефа Гайдна.
Родился Йозеф Гайдн 1 апреля 1732 года, в деревне Рорау в Австрии, в семье каретного мастера. Его родители, увлекавшиеся любительским музицированием, заметили способности мальчика к музыке. В 1738 году его отправили к родственнику Иоганну Франку, который был профессиональным музыкантом и ректором школы в Хайнбурге. Йозеф был трудолюбив и талантлив, и уже на шестом году жизни пел с хором некоторые мессы, а также немного играл на клавикорде и скрипке.
Но скоро судьба мальчика изменилась - в Хайнбурге проездом оказался Карл Георг фон Рейтер - капельмейстер при соборе Святого Стефана в Вене. Он высоко оценил способности юного Гайдна, и договорился, что тот прибудет в столицу Австрии, когда ему исполнится 8 лет.
И вот он в Вене. Мастерство Йозефа-хориста действительно не вызвало ни у кого сомнений, он пел в капелле, и уже в то время пробовал сочинять музыку. Однако, его голос начал ломаться, "ангельское" звучание становилось резким, неприятным. И Рейтер без тени сомнения выставил бывшего хориста за дверь, тем более, что ему уже нашли замену: младший брат Йозефа, Михаэль, обладав замечательным голосом был принят в капеллу.