мифолоджемы.
Цитата: коперник от 17.01.2023, 21:02о древних богах, легендарных героях, мудрых старцах и безымянных сказителях. о старинных эпосах, рыцарских балладах, преданиях со звёзд и из глубин веков.
о всех тех, которые навсегда впечатались в нетленные страницы истории.
- в память минувших эпох.
мифологема — мифологические сюжеты, сцены, образы, характеризующиеся глобальностью, универсальностью и имеющие широкое распространение в культурах народов мира.
P. S. все записи носят информативно-развлекательный характер не имеющий религиозного, политического или национального контекста.
P. P. S. Велесу со Сварогом не поклоняюсь. и Зевсу тоже.
о древних богах, легендарных героях, мудрых старцах и безымянных сказителях. о старинных эпосах, рыцарских балладах, преданиях со звёзд и из глубин веков.
о всех тех, которые навсегда впечатались в нетленные страницы истории.
- в память минувших эпох.
мифологема — мифологические сюжеты, сцены, образы, характеризующиеся глобальностью, универсальностью и имеющие широкое распространение в культурах народов мира.
P. S. все записи носят информативно-развлекательный характер не имеющий религиозного, политического или национального контекста.
P. P. S. Велесу со Сварогом не поклоняюсь. и Зевсу тоже.
Цитата: коперник от 21.01.2023, 23:35в начале было слово: Великая Космическая Мать в мировой культуре.
когда-то давно, ещё до шумеров и египтян, когда на земле царствовала палеолитическая эпоха, Бога не было. была единая Богиня.
популярность образа и культа, основанного на нём, обусловлена восприятием образа женщины-матери как производящей, дающей жизнь силы природы, без которой невозможны продолжение рода, и, как следствие, существование племени.
часто Богиня-мать соотносится с землей, она является чистым воплощением творческого начала. как и богини более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется с пещерами, водной стихией, растительностью, астральными объектами. в древнейшей мифологии Богиня-мать способна не только даровать, но отбирать и отбирать жизнь, поэтому зачастую она богиня подземного царства.
Великая мать, по сути своей, единственный универсальный образ в мировой культуре, который не нуждается в сторонних образах и дуалах-близнецах.
расщеплённый образ Богини-матери встречается и в более поздних мифологиях: Гера и Инанна, Исида, Ану, Макошь - все они содержат в себе черты матери единой, космической. более того, сторонники мифологической школы считают, что традиция почитания Богини-матери нашла отражение в образах Царицы Небесной, каббалистической Шехины и христианской Богородицы-Мадонны.
примечание: в данное время информация о существовании такого культа стоит под вопросом, так как культ Матери-богини в современном понимании напрямую связан с матриархатом, а в современной науке все более превалирует точка зрения, что матриархальных обществ никогда не существовало.
в начале было слово: Великая Космическая Мать в мировой культуре.
когда-то давно, ещё до шумеров и египтян, когда на земле царствовала палеолитическая эпоха, Бога не было. была единая Богиня.
популярность образа и культа, основанного на нём, обусловлена восприятием образа женщины-матери как производящей, дающей жизнь силы природы, без которой невозможны продолжение рода, и, как следствие, существование племени.
часто Богиня-мать соотносится с землей, она является чистым воплощением творческого начала. как и богини более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется с пещерами, водной стихией, растительностью, астральными объектами. в древнейшей мифологии Богиня-мать способна не только даровать, но отбирать и отбирать жизнь, поэтому зачастую она богиня подземного царства.
Великая мать, по сути своей, единственный универсальный образ в мировой культуре, который не нуждается в сторонних образах и дуалах-близнецах.
расщеплённый образ Богини-матери встречается и в более поздних мифологиях: Гера и Инанна, Исида, Ану, Макошь - все они содержат в себе черты матери единой, космической. более того, сторонники мифологической школы считают, что традиция почитания Богини-матери нашла отражение в образах Царицы Небесной, каббалистической Шехины и христианской Богородицы-Мадонны.
примечание: в данное время информация о существовании такого культа стоит под вопросом, так как культ Матери-богини в современном понимании напрямую связан с матриархатом, а в современной науке все более превалирует точка зрения, что матриархальных обществ никогда не существовало.
Цитата: коперник от 24.01.2023, 20:02и снова умные, совершенно не мои, мысли.
степень подкованности в искусстве (и всём прочем) доисторической, палеотической и просто очень далёкой от нас эпохи у меня фактически нулевая, поэтому оставляю ссылочку на размышления на тему.
[spoiler title="убрать пробел и вставить в строку поиска, все по классике"] https ://vk.com/wall-179627094_24198 [/spoiler]
P. S. не истина в последней инстанции, только мысли, которые мне-любимому показались интересными.
и снова умные, совершенно не мои, мысли.
степень подкованности в искусстве (и всём прочем) доисторической, палеотической и просто очень далёкой от нас эпохи у меня фактически нулевая, поэтому оставляю ссылочку на размышления на тему.
P. S. не истина в последней инстанции, только мысли, которые мне-любимому показались интересными.
Цитата: коперник от 28.01.2023, 22:13Отца и сына и святого духа: Бог-отец и матереубийство.
говоря о Матери-богине я уже упоминал, что равноценного ей Бога-мужчины не было, её сыновья и/или любовники существовали скорее как неотделимая её часть, а говоря точнее - её порождение.
система досконально меняется только около шестых-пятых веков до н. э. тогда, вместе с наступлением патриархата была создана политеический пантеон божеств во главе которого стоял Бог-отец или творец Мироздания.
наверное, мне всё-таки стоило начать с космогонических мифов, потому что все мифы о сотворении мира делятся на несколько групп: создание мира из тела космического гиганта, акт воли демиурга (собсна, непосредственно Бог-отец) и мировое яйцо. и все это, ахах, является устойчивыми примерами мифологем, как мировое древо или че-то типо того.
это было не слишком лирическое отступление для понимания контекста. иногда сюжетом космогонических мифов является противостояние сил созидания и сил разрушения и такие мифы свойственны дуалистическим мифологиям.
Творец может иметь имеет человеческую природу или быть более близким к человеку, чем к божеству или стоять на границе этих двух природ. к числу таких типов творца принадлежат первочеловек, культурный герой, основатель конкретной культурной традиции. нередко встречаются мужской и женский творцы. также Творец может обладать обликом животного: ворона, койота, коровы, ящерицы..
[spoiler title="примеры богов-творцов"]
египетские Атум и Птах, зороастрийский Ахура Мазда, Вишвакарман в индуизме, Виракоча инков, богиня Ильматар у финнов, Инмар у удмуртов, Кайракан у алтайцев.
[/spoiler]
[spoiler title="примеры пар, создавших мир"]
Идзанаги и Идзанами в синтоизме, Абзу и Тиамат у шумеров, Геб и Нут у египтян, Ранги и Папа у маори.
[/spoiler]
* данная статейка была морально проспонсирована госпожами Сьё Моникой и Мор Барбарой, причём господин автор с ними во мнениях расходится, но тут вот мнения сошлись.
Отца и сына и святого духа: Бог-отец и матереубийство.
говоря о Матери-богине я уже упоминал, что равноценного ей Бога-мужчины не было, её сыновья и/или любовники существовали скорее как неотделимая её часть, а говоря точнее - её порождение.
система досконально меняется только около шестых-пятых веков до н. э. тогда, вместе с наступлением патриархата была создана политеический пантеон божеств во главе которого стоял Бог-отец или творец Мироздания.
наверное, мне всё-таки стоило начать с космогонических мифов, потому что все мифы о сотворении мира делятся на несколько групп: создание мира из тела космического гиганта, акт воли демиурга (собсна, непосредственно Бог-отец) и мировое яйцо. и все это, ахах, является устойчивыми примерами мифологем, как мировое древо или че-то типо того.
это было не слишком лирическое отступление для понимания контекста. иногда сюжетом космогонических мифов является противостояние сил созидания и сил разрушения и такие мифы свойственны дуалистическим мифологиям.
Творец может иметь имеет человеческую природу или быть более близким к человеку, чем к божеству или стоять на границе этих двух природ. к числу таких типов творца принадлежат первочеловек, культурный герой, основатель конкретной культурной традиции. нередко встречаются мужской и женский творцы. также Творец может обладать обликом животного: ворона, койота, коровы, ящерицы..
египетские Атум и Птах, зороастрийский Ахура Мазда, Вишвакарман в индуизме, Виракоча инков, богиня Ильматар у финнов, Инмар у удмуртов, Кайракан у алтайцев.
Идзанаги и Идзанами в синтоизме, Абзу и Тиамат у шумеров, Геб и Нут у египтян, Ранги и Папа у маори.
* данная статейка была морально проспонсирована госпожами Сьё Моникой и Мор Барбарой, причём господин автор с ними во мнениях расходится, но тут вот мнения сошлись.
Цитата: коперник от 31.01.2023, 21:47Космогонические вакханалии или диво дивное, чудо чудное.
затрагивая тему космогонических мифов в предыдущем посте я не мог не обратиться к ней более подробно, хотя бы потому, что весь мой индивидуальный проект на ней только и держится и вообще, надо же где-нибудь похвастаться.
космогонические мифы (греч. κοσμογονία; от κόσμος «мир», «вселенная» + γονή «рождение») — мифы о происхождении мира, в целом и его частей, его сотворении, возникновении космоса из хаоса.
во всех культурах, у всех народов мира встречаются общие характеристики данных мифов, так что все это разнообразие можно поделить на цель происхождения космоса (акт воли демиурга, привет, Бог-отец! и самосоздание, самозарождение, что характерно для более ранних мифов) и "материал" для его создания (космический гигант, рождение из пены, мировое яйцо, создание силой мысли и слова и подобное тому).
в космогонических мифах наиболее актуализирован характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос, в них отражаются космологические представления о структуре космоса (обычно трёхчастной в вертикальном плане и четырёхчастной в горизонтальной), описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. повествуется о разъединении и выделении основных стихий, отделении неба от земли, появлении земной тверди из мирового океана, установлении мирового дерева, мировой горы, укреплении на небе светил и т. п., затем о создании ландшафта, растений, животных, человека.
если обращаться к наиболее древним мифам, то выходит что в представлениях познего палеолита не уточнялось происхождение человека. известен только миф о ныряльщике — согласно которому, первоначально была только вода, в которой жили животные (виды различаются у разных народов), среди них был удачливый ныряльщик, который однажды вынырнул с почвой, и из этой почвы появилась суша, а на суше стали жить живые существа.
неоднократно здесь упоминаемые госпожи Сьё Моника и Мор Барбара обязательно бы высказались, что этот миф логичен и подвержен естественному порядку вещей (мать-море), в отличие от создания мира демиургом, ну да это все лирика.
другими типологическими параметрами космогонических мифов являются крайние точки эпохи творения, начало и конец: цепь творения начинается творцом, заканчивается тварью, последним её звеном является человек. далее начинается иная серия мифов, связанная с деяниями человека и культурного героя, продолжаемая вплоть до границы мифического времени.
в рамках трёх основных параметров космогонический миф соответствует схеме «Некто сотворил неким образом нечто (некоего)».
P. S. щас остаётся только пройтись по мифологическим архетипам и можно будет (к чему я и веду!) приступать к
занудствуразборам самих преданий, легенд, бестиариев и прочее, прочее, прочее (с).
Космогонические вакханалии или диво дивное, чудо чудное.
затрагивая тему космогонических мифов в предыдущем посте я не мог не обратиться к ней более подробно, хотя бы потому, что весь мой индивидуальный проект на ней только и держится и вообще, надо же где-нибудь похвастаться.
космогонические мифы (греч. κοσμογονία; от κόσμος «мир», «вселенная» + γονή «рождение») — мифы о происхождении мира, в целом и его частей, его сотворении, возникновении космоса из хаоса.
во всех культурах, у всех народов мира встречаются общие характеристики данных мифов, так что все это разнообразие можно поделить на цель происхождения космоса (акт воли демиурга, привет, Бог-отец! и самосоздание, самозарождение, что характерно для более ранних мифов) и "материал" для его создания (космический гигант, рождение из пены, мировое яйцо, создание силой мысли и слова и подобное тому).
в космогонических мифах наиболее актуализирован характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос, в них отражаются космологические представления о структуре космоса (обычно трёхчастной в вертикальном плане и четырёхчастной в горизонтальной), описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. повествуется о разъединении и выделении основных стихий, отделении неба от земли, появлении земной тверди из мирового океана, установлении мирового дерева, мировой горы, укреплении на небе светил и т. п., затем о создании ландшафта, растений, животных, человека.
если обращаться к наиболее древним мифам, то выходит что в представлениях познего палеолита не уточнялось происхождение человека. известен только миф о ныряльщике — согласно которому, первоначально была только вода, в которой жили животные (виды различаются у разных народов), среди них был удачливый ныряльщик, который однажды вынырнул с почвой, и из этой почвы появилась суша, а на суше стали жить живые существа.
неоднократно здесь упоминаемые госпожи Сьё Моника и Мор Барбара обязательно бы высказались, что этот миф логичен и подвержен естественному порядку вещей (мать-море), в отличие от создания мира демиургом, ну да это все лирика.
другими типологическими параметрами космогонических мифов являются крайние точки эпохи творения, начало и конец: цепь творения начинается творцом, заканчивается тварью, последним её звеном является человек. далее начинается иная серия мифов, связанная с деяниями человека и культурного героя, продолжаемая вплоть до границы мифического времени.
в рамках трёх основных параметров космогонический миф соответствует схеме «Некто сотворил неким образом нечто (некоего)».
P. S. щас остаётся только пройтись по мифологическим архетипам и можно будет (к чему я и веду!) приступать к занудству разборам самих преданий, легенд, бестиариев и прочее, прочее, прочее (с).
Цитата: коперник от 08.02.2023, 00:38сам чёрт ногу сломит: краткое руководство по мифологическим архетипам.
обещания надо выполнять, тем более, если обещаешь ты это уже пару миллионов лет. закрываю должок в карме и приношу все архетипические системы в жертву своему внутреннему неутомимому мереурианцу.
мифологические архетипы тесно связаны с мифологемами, главное отличие состоит в том, что мифологемы характерны исключительно для эпосов и мифов, а архетипы универсальны и активно используются и по сей день в массовой культуре.
ну а теперь внимание, господа! мы начинаем этот театр абсурда.
Герой — вояка, но не идиот, побеждает чудовищ априори или в ходе путешествия. в отличие от богов не бессмертен, но способен увековечить имя в веках
или вознестись, как Геракл.Дева в беде — крастока, терзаемая ужасным злодеем или монстром и ожидающая героя, который её спасёт. наивна и невинна, не обладает умом и сообразительностью, а может просто имеет состояние амёбы по жизни.
Заколдованная невеста — внешне безобразна, но после поцелуясвадьбыэротическогоакта хорошеет на глазах. как правило, в дальнейшем выясняется, что её безобразие являлось результатом проклятия, которое разрушила любовь. вывод: влюбляйтесь в душу. хотя, лучше не влюбляйтесь совсем, ничем хорошим это ещё не заканчивалось.
Драконоборец — уничтожает драконов, противостоит мировому хаосу (борется с чудовищем, олицетворяющим хаос).
Король под горой — как заколдованная невеста, только с практическим применением: спит под землёй, но при возникновении угрозы для Родины встаёт на её защиту.
Культурный герой — несчастный Прометей, служит культурным просвятителем человечества и одновременно первоотцом, поддерживает миропорядок и защищает мир от демонов и чудовищ.
Мифическое существо — говоря просто - неведомая зверушка, нередко антропоморфная. ими кишмя кишит любой миф или эпос, да и сказка.
Первый человек — в мифологии и религии прародитель человечества, персонаж антропогонических мифов.
Умирающий и воскресающий бог — просто вспомните Осириса. или, на худой конец, Иисуса.
Умирающий и воскресающий зверь — проще говоря, представление людей о лесе/море/поставьте нужное, который наращивает на кости новое и новое мясо. эдакий круговорот еды в природе.
Божество по специализации - в пояснениях не нуждается.
Тень — призрак или дух умершего, находящийся в загробном мире, чаще всего злая собака, но если мы про шаманизм, то может и помочь.
и да пребудет с вами дядя Юнг, хельхейм!
P. S. может дополняться в дальнейшем, кто знает в какие дебри меня занесёт дальше :)?
сам чёрт ногу сломит: краткое руководство по мифологическим архетипам.
обещания надо выполнять, тем более, если обещаешь ты это уже пару миллионов лет. закрываю должок в карме и приношу все архетипические системы в жертву своему внутреннему неутомимому мереурианцу.
мифологические архетипы тесно связаны с мифологемами, главное отличие состоит в том, что мифологемы характерны исключительно для эпосов и мифов, а архетипы универсальны и активно используются и по сей день в массовой культуре.
ну а теперь внимание, господа! мы начинаем этот театр абсурда.
Герой — вояка, но не идиот, побеждает чудовищ априори или в ходе путешествия. в отличие от богов не бессмертен, но способен увековечить имя в веках или вознестись, как Геракл.
Дева в беде — крастока, терзаемая ужасным злодеем или монстром и ожидающая героя, который её спасёт. наивна и невинна, не обладает умом и сообразительностью, а может просто имеет состояние амёбы по жизни.
Заколдованная невеста — внешне безобразна, но после поцелуясвадьбыэротическогоакта хорошеет на глазах. как правило, в дальнейшем выясняется, что её безобразие являлось результатом проклятия, которое разрушила любовь. вывод: влюбляйтесь в душу. хотя, лучше не влюбляйтесь совсем, ничем хорошим это ещё не заканчивалось.
Драконоборец — уничтожает драконов, противостоит мировому хаосу (борется с чудовищем, олицетворяющим хаос).
Король под горой — как заколдованная невеста, только с практическим применением: спит под землёй, но при возникновении угрозы для Родины встаёт на её защиту.
Культурный герой — несчастный Прометей, служит культурным просвятителем человечества и одновременно первоотцом, поддерживает миропорядок и защищает мир от демонов и чудовищ.
Мифическое существо — говоря просто - неведомая зверушка, нередко антропоморфная. ими кишмя кишит любой миф или эпос, да и сказка.
Первый человек — в мифологии и религии прародитель человечества, персонаж антропогонических мифов.
Умирающий и воскресающий бог — просто вспомните Осириса. или, на худой конец, Иисуса.
Умирающий и воскресающий зверь — проще говоря, представление людей о лесе/море/поставьте нужное, который наращивает на кости новое и новое мясо. эдакий круговорот еды в природе.
Божество по специализации - в пояснениях не нуждается.
Тень — призрак или дух умершего, находящийся в загробном мире, чаще всего злая собака, но если мы про шаманизм, то может и помочь.
и да пребудет с вами дядя Юнг, хельхейм!
P. S. может дополняться в дальнейшем, кто знает в какие дебри меня занесёт дальше :)?
Цитата: коперник от 08.02.2023, 00:52Цитата: коперник от 21.01.2023, 23:35в начале было слово: Великая Космическая Мать в мировой культуре.
когда-то давно, ещё до шумеров и египтян, когда на земле царствовала палеолитическая эпоха, Бога не было. была единая Богиня.
популярность образа и культа, основанного на нём, обусловлена восприятием образа женщины-матери как производящей, дающей жизнь силы природы, без которой невозможны продолжение рода, и, как следствие, существование племени.
часто Богиня-мать соотносится с землей, она является чистым воплощением творческого начала. как и богини более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется с пещерами, водной стихией, растительностью, астральными объектами. в древнейшей мифологии Богиня-мать способна не только даровать, но отбирать и отбирать жизнь, поэтому зачастую она богиня подземного царства.
Великая мать, по сути своей, единственный универсальный образ в мировой культуре, который не нуждается в сторонних образах и дуалах-близнецах.
расщеплённый образ Богини-матери встречается и в более поздних мифологиях: Гера и Инанна, Исида, Ану, Макошь - все они содержат в себе черты матери единой, космической. более того, сторонники мифологической школы считают, что традиция почитания Богини-матери нашла отражение в образах Царицы Небесной, каббалистической Шехины и христианской Богородицы-Мадонны.
примечание: в данное время информация о существовании такого культа стоит под вопросом, так как культ Матери-богини в современном понимании напрямую связан с матриархатом, а в современной науке все более превалирует точка зрения, что матриархальных обществ никогда не существовало.
Богини-матери много не бывает!
https://youtu.be/Qqc7Zm9Ljko
альтернативное мнение госпожам Сьё Монике и Мор Барбаре от шикарнейшей госпожи Барковой.
очередные размышления на тему, никого ни к чему не склоняю и не проповедую.
Цитата: коперник от 21.01.2023, 23:35в начале было слово: Великая Космическая Мать в мировой культуре.
когда-то давно, ещё до шумеров и египтян, когда на земле царствовала палеолитическая эпоха, Бога не было. была единая Богиня.
популярность образа и культа, основанного на нём, обусловлена восприятием образа женщины-матери как производящей, дающей жизнь силы природы, без которой невозможны продолжение рода, и, как следствие, существование племени.
часто Богиня-мать соотносится с землей, она является чистым воплощением творческого начала. как и богини более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется с пещерами, водной стихией, растительностью, астральными объектами. в древнейшей мифологии Богиня-мать способна не только даровать, но отбирать и отбирать жизнь, поэтому зачастую она богиня подземного царства.
Великая мать, по сути своей, единственный универсальный образ в мировой культуре, который не нуждается в сторонних образах и дуалах-близнецах.
расщеплённый образ Богини-матери встречается и в более поздних мифологиях: Гера и Инанна, Исида, Ану, Макошь - все они содержат в себе черты матери единой, космической. более того, сторонники мифологической школы считают, что традиция почитания Богини-матери нашла отражение в образах Царицы Небесной, каббалистической Шехины и христианской Богородицы-Мадонны.
примечание: в данное время информация о существовании такого культа стоит под вопросом, так как культ Матери-богини в современном понимании напрямую связан с матриархатом, а в современной науке все более превалирует точка зрения, что матриархальных обществ никогда не существовало.
Богини-матери много не бывает!
альтернативное мнение госпожам Сьё Монике и Мор Барбаре от шикарнейшей госпожи Барковой.
очередные размышления на тему, никого ни к чему не склоняю и не проповедую.
Цитата: коперник от 21.03.2023, 23:49остара: о традициях и символизме.
праздники колеса года я начинаю отмечать только тогда, когда пройдёт уже его четверть. пропуская из-за зимней спячки йоль (да простит меня йольский кот) и имболк, я сразу праздную остару (вот это вот по нашему, по славянски, а не этот ваш новый год в середине зимы).
остара — колдовской праздник в весеннее равноденствие. остара отмечает начало астрономической весны, когда снег и лёд уступают место траве. с одной стороны это праздник весны, когда пробуждается природа, и одновременно с этим — день гармонии и равновесия, когда права тьмы и света равны, а день равен ночи.
принято считать, что остара берет свое начало от дионисийских ритуалов, еще одно название весеннего праздника — идуна, в честь северной богини, которая хранит яблоки жизни, придающие силу другим богам и дарящие им вечную молодость.
возвращение остары из подземного царства (привет, миф о персефоне) чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни. в этот день, как и у славян, здесь радовались возвращению перелетных птиц — вестников настоящей весны (славяне отмечали праздник, назыввшийся жаворонки (веснянки), в честь возвращения перелетных птиц. в этот день выпекали из теста маленьких птичек, которыми закликали весну).
можно отметить сходство традиций праздника во всей европе. основными символами этого дня остаются заяц и расписанное яйцо (атрибутом пасхи оно стало гораздо позднее). в древние времена лунный кролик был священным для многих лунных богинь (заяц, как символ плодородия, олицетворяет перерождение и воскрешение, в монотеистических религиях - порок и грехопадение).
расписывание яиц также является древней языческой традицией, связанной с остарой: яйца, как очевидные символы плодородия, украшались магическими символами и использовались в ритуалах плодородия как подношения богине.
помимо того, куриное яйцо во многих верованиях являлось солярным символом — именно из него рождается петух — солярная птица, чей крик отгоняет нечистую силу и каждое утро пробуждает солнце к новому дню.
таким образом, символика праздника — как солярная (яйцо), так и лунная (заяц) одновременно, что ещё раз подчёркивает гармонию и единение противоположных начал в этот день.
p.s я не буду писать о тадиционных ритуалах, кто ищет, тот найдёт, а острую тему верований как-то лишний раз трогать не хочется, совсем.
остара: о традициях и символизме.
праздники колеса года я начинаю отмечать только тогда, когда пройдёт уже его четверть. пропуская из-за зимней спячки йоль (да простит меня йольский кот) и имболк, я сразу праздную остару (вот это вот по нашему, по славянски, а не этот ваш новый год в середине зимы).
остара — колдовской праздник в весеннее равноденствие. остара отмечает начало астрономической весны, когда снег и лёд уступают место траве. с одной стороны это праздник весны, когда пробуждается природа, и одновременно с этим — день гармонии и равновесия, когда права тьмы и света равны, а день равен ночи.
принято считать, что остара берет свое начало от дионисийских ритуалов, еще одно название весеннего праздника — идуна, в честь северной богини, которая хранит яблоки жизни, придающие силу другим богам и дарящие им вечную молодость.
возвращение остары из подземного царства (привет, миф о персефоне) чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни. в этот день, как и у славян, здесь радовались возвращению перелетных птиц — вестников настоящей весны (славяне отмечали праздник, назыввшийся жаворонки (веснянки), в честь возвращения перелетных птиц. в этот день выпекали из теста маленьких птичек, которыми закликали весну).
можно отметить сходство традиций праздника во всей европе. основными символами этого дня остаются заяц и расписанное яйцо (атрибутом пасхи оно стало гораздо позднее). в древние времена лунный кролик был священным для многих лунных богинь (заяц, как символ плодородия, олицетворяет перерождение и воскрешение, в монотеистических религиях - порок и грехопадение).
расписывание яиц также является древней языческой традицией, связанной с остарой: яйца, как очевидные символы плодородия, украшались магическими символами и использовались в ритуалах плодородия как подношения богине.
помимо того, куриное яйцо во многих верованиях являлось солярным символом — именно из него рождается петух — солярная птица, чей крик отгоняет нечистую силу и каждое утро пробуждает солнце к новому дню.
таким образом, символика праздника — как солярная (яйцо), так и лунная (заяц) одновременно, что ещё раз подчёркивает гармонию и единение противоположных начал в этот день.
p.s я не буду писать о тадиционных ритуалах, кто ищет, тот найдёт, а острую тему верований как-то лишний раз трогать не хочется, совсем.
Цитата: коперник от 15.04.2023, 15:34пасха мёртвых
у славян на балканах вплоть до двадцатого века дни перед пасхой – очень языческое время. буквально. считалось, что накануне светлого праздника мёртвые спускаются/выходят на землю и проводят какое-то время там, где жили прежде. поэтому, мы, конечно, христиане, но старый трюки помним. например, в румынии, в страстной четверг с утра зажигали поминальный костёр на пороге дома, а затем – на могиле родственника, чтобы «погреть землю». на северо-востоке болгарии «семейные костры» служили источником света для душ мёртвых. а у гуцулов эта традиция имеет потрясающее название «грiти дiда». но это про великий четверг. (сорян, сам не знал, но мы не всё проспали). в некоторых деревнях считалось, что мертвые предки вписываются на всю неделю.
и да, страстная суббота – это не что иное как «пасха мёртвых». В закарпатье не в четверг, а именно сегодня на кладбищах разводили огонь, устраивали угощения и танцы. На волыни крестьяне обливались водой, чтобы ожившие мертвецы в этот день не сожрали их по дороге. в фольклоре присутствует много историй, как в тот или иной день пасхальной недели случайный зритель наблюдал литургию зомби в церкви.
да-да, это православный хеллоуин! с кострами и вкусняшками на кладбище.
p.s данный материал не несёт в себе ничего, кроме очередного историческорелигиозного вкида, не желающего оскорбить чьи-либо чувства.
пасха мёртвых
у славян на балканах вплоть до двадцатого века дни перед пасхой – очень языческое время. буквально. считалось, что накануне светлого праздника мёртвые спускаются/выходят на землю и проводят какое-то время там, где жили прежде. поэтому, мы, конечно, христиане, но старый трюки помним. например, в румынии, в страстной четверг с утра зажигали поминальный костёр на пороге дома, а затем – на могиле родственника, чтобы «погреть землю». на северо-востоке болгарии «семейные костры» служили источником света для душ мёртвых. а у гуцулов эта традиция имеет потрясающее название «грiти дiда». но это про великий четверг. (сорян, сам не знал, но мы не всё проспали). в некоторых деревнях считалось, что мертвые предки вписываются на всю неделю.
и да, страстная суббота – это не что иное как «пасха мёртвых». В закарпатье не в четверг, а именно сегодня на кладбищах разводили огонь, устраивали угощения и танцы. На волыни крестьяне обливались водой, чтобы ожившие мертвецы в этот день не сожрали их по дороге. в фольклоре присутствует много историй, как в тот или иной день пасхальной недели случайный зритель наблюдал литургию зомби в церкви.
да-да, это православный хеллоуин! с кострами и вкусняшками на кладбище.
p.s данный материал не несёт в себе ничего, кроме очередного историческорелигиозного вкида, не желающего оскорбить чьи-либо чувства.