Мы не можем учиться! — шаблонность убила все достоинства
Как вы наверняка знаете, я всегда обходила аниме-комедии десятой дорогой, но в этот раз решила переступить через свои предпочтения ради апрельской тематики на блоге. Новенький сериал весеннего сезона 2019 года заинтересовал меня очень даже свежей идеей о людях, гениальных в одной области и абсолютно бездарных в чем-то другом, так что я возлагала на него большие надежды, которые, увы, обернулись разочарованием. Почему же так произошло? Сейчас разберемся.
📖Очень краткий сюжет:📖
Трудолюбивый отличник из бедной семьи Нариюки Юйга стремится получить элитную стипендию, покрывающую все расходы на обучение в университете, и ради этого берется обучать двух своих одноклассниц, гениально разбирающихся в математике и литературе соответственно — Ридзу Огату и Фумино Фурухаси. Проблема в том, что ради поступления на выбранную специальность гениям придется сдавать экзамены по предметам, в которых они ничего не смыслят. По мере развития сюжета Нариюки знакомится и с другими девушками, с которыми его объединяет любовь к учебе.
📐Сначала о хорошем:📐
📐Продвижение позитивной идеи о том, что любой цели можно достичь благодаря упорному труду. Как часто вас отговаривали делать что-то заведомо трудное, а то и невозможное в глазах окружающих со словами: «Да куда тебе», «С этим нужно было родится», «Посмотри на вещи реально и не трать время на такие бессмыслицы»? Я сталкивалась с подобным неоднократно, причем как в реальности, так и в аниме — согласитесь, в тайтлах нам довольно часто показывают героев, которые родились героями и им не нужно прилагать усилия, чтобы совершать подвиги, учится на отлично или выглядеть безупречно, причем показывают гораздо чаще, чем тех, кто звания «герой» добился тяжким трудом.
В реальной жизни одного только таланта без трудолюбия и упорства недостаточно, чтобы добиться успеха, и в «Мы не можем учиться» нам это показывают на примере стремлений главных героев: сам Нариюки какими-то талантами к учебе не отличается, но при этом является одним из лучших учеников школы, а Ридзу и Фумино упорно изучают предметы, к которым не имеют ни малейших наклонностей, чтобы исполнить свою мечту — Фурухаси хочет стать астрономом, чтобы открыть звезду своей матери, а Огата пытается научится понимать чувства людей и потому выбрала профессию психолога. И хотя то, что героинь потянуло в совершенно противоположную от их естественных интересов сторону кажется мне нереалистичным, их старания являются хорошим примером для подражания.
📐Мафую и Асуми. Не в обиду другим героиням, которые тоже прописаны не совсем лениво, именно эти двое и делают типичную романтическую комедию с примесью гаремника не такой уж и типичной. Асуми выступает катализатором в отношениях Нариюки с действительно влюбленными в него девушками, подталкивая обе стороны к активным действиям своими колкими шуточками (в основном благодаря ее шуточкам в аниме появляется намёк на качественный юмор), а Мафую-сэнсей вобрала в себя все существующие стереотипы о «железных леди» и неряшливых учительницах, поэтому на мой взгляд она является одним из самых оригинальных персонажей в тайтлах такого рода (учитывая разницу в возрасте и статусе между ней и ГГ, если бы у них начала развиваться полноценная романтическая линия, это явно было бы прорывом среди классических гаремников).
🎓Что пошло не так? (В целом)🎓
🎓Идею не раскрыли. Хорошая задумка о том, что «терпение и труд все перетрут» канула в Лету серии так на третьей — собственно, тогда учеба в аниме закончилась и начались неловкие ситуации с подглядыванием, панцушотом, кровью из носа и выстраиванием гаремно-романтической линии между ГГ и девушками-гениями, а вопросы о том, кем эти гении видят себя в будущем и не отказались ли от своего решения, отошли на второй план.
🎓Аниме буквально кишит штампами. Хорошая новость — в 2019 году японцы научились не пихать знакомые всем анимешникам дере-типажи в каждый угол, так что девушек-цундере и их ближайших родственниц вы здесь не увидите. Плохая новость — во всем остальном классические черты гаремника видно за верству. Ситуации, в которые попадают герои и их реакции на происходящее очень предсказуемы (за исключением разве что вышеупомянутых Мафую и Асуми), а у нормальной романтической линии с кем-то из девушек развиться просто нет шанса из-за того, что ГГ, во-первых, и не стремится выбирать, а во-вторых, начав встречаться с одной девушкой, боится обидеть остальных.
📚Что пошло не так? (В деталях)📚
📚Метаморфозы с рекомендацией. Нариюки берется обучать девушек, руководствуясь корыстным мотивом — директор обещает ему VIP-рекомендацию, если тот сможет подтянуть оценки гениев по предметам, в которых они не разбираются. Звучит реалистично, да? А вот и нет: по сути, будущее продвижение героя по карьерной лестнице не должно зависеть от того, сдадут гении экзамены или нет, так как по правилам он должен получить свою рекомендацию и без дополнительных нагрузок в качестве репетиторства. Получается, на бедного наивного паренька просто свалили обязанности учителей, которые отказались тренировать Фумино и Ридзу и он в дальнейшем выполняет их без какой-либо оплаты. Очевидно, что, раз отношения ГГ с гаремом начались с откровенного давления и шантажа, ничего хорошего там не предвидится.
📚Не- реалистичный выбор Огаты и Фурухаси. То, что девушки так старательно штудируют предметы, которые приходят к ним в кошмарных снах, у обычного зрителя вызовет как минимум недоумение. Мне тоже было не совсем понятно, зачем им изменять своему природному таланту, пусть даже ради определенной мечты, ведь идти против своих способностей, да еще и добровольно, на мой взгляд, странно и неправильно. Если бы они упорно изучали математику и литературу, не имея каких-либо других наклонностей, все было бы в порядке, но тот факт, что они — гении, которые отворачиваются от своего таланта, делает обычный ромком очень проблемным. Несмотря на то, что все родственники и учителя уговаривали девушек изменить решение и выбрать другую специальность, они упрямо настаивают на своём и не понимают, что находясь не на своем месте никогда не смогут реализовать свой потенциал и быть полезными в том, что у них получается лучше всего. Вполне возможно, Ридзу в будущем совершила бы какое-то научное открытые, а Фумино стала известным писателем — но как этому случится, если обе подают документы в университеты противоположных их способностям направлений? Аниме обыгрывает это в юмористическом ключе, но, тем не менее, на примере героинь посылает в массы не совсем здоровую идею.
📚Отсутствие качественного юмора. Увы, жанр «комедия» себя не оправдал. Все шутки в «Мы не можем учиться» сводятся к типичным этти-случайностям: то ГГ «случайно» появляется в женской бане, то так же «случайно» и уж точно не по своей воле подглядывает за девушками в раздевалке, то «случайно» встречается со «случайной» девушкой на «случайных» курсах, то притворяется парнем одной из них перед отцом девушки, чтобы выручить ее из «случайно» возникшей неловкой ситуации. Да, забавные моменты случаются, но они намертво завязаны на панцушоте, поэтому я лично не нашла ни одного повода, чтобы посмеяться.
📚Нет целостности. По большому счету сюжета в аниме не наблюдается. Учеба для героинь перестает быть главным приоритетом, как только на горизонте появляется Юйга и начинает вырисовывается гаремная линия, так что все тринадцать серий первого, второго и третьего (!) сезонов они просто ходят куда-то кучкой с целью попадания в неловкие ситуации/ГГ проводит время с каждой из девушек по очереди. Иными словами, для того, чтобы зацепить зрителя, нереализованной задумки маловато, а ничего, кроме фансервиса и яркой картинки тайтл предложить не может.
📏Выводы:📏
От этого аниме я, даже несмотря на тэги «комедия» и «гарем» ожидала как минимум грамотного разъяснения того, как себя чувствуют школьные гении в окружении менее смышленых одноклассников, как развиваются и к чему стремятся (мне, не поверите, по личным причинам близка эта тема), а на деле не получила ничего. Романтические линии с героинями развивались крайне слабо, но, после просмотра первого сезона я поинтересовалась судьбой гарема в манге, и окончательная концовка меня неприятно удивила. Спойлерить не буду, но после того, как я узнала, кто же выиграл сражение за сердце ГГ, мои и так не лучшие впечатления от просмотра испортились еще больше.
Тем не менее, раз уж это аниме вошло в десятку лучших в весеннем сезоне 2019, вполне возможно, любителям жанра оно понравится. Если не обращать внимания на косяки с реализмом, а фансервис воспринимать как должное, вполне можно понаблюдать за ОЯШем в окружении милых героинь на протяжении тринадцати серий или даже получить удовольствие от просмотра в качестве релаксации. Кто знает, может быть, только я воспринимаю тайтл так серьезно?
Мы не можем учиться! — шаблонность убила все достоинства: 2 комментария
Заинтересовали, позже попробую посмотреть. Но вот что: штампы — это часть комедии, сатира, стеб, обыгрывающий стереотипы. И, может, все остальные нелогичные вещи — тоже своеобразный юмор?
@fairy4stihii спасибо за комментарий и прочтение столь длинной статьи:) В данном случае штампы — это просто образы и сюжетные повороты, которые до этого повторялись, повторяются и будут повторятся в сотнях других аниме, такие как наличие в гареме подруги детства ГГ, неловкости и фансервис. Я их в принципе недолюбливаю, ибо надоедает в каждом аниме такого плана смотреть по сути на одно и то же. Юмора в тайтле, над которым действительно можно посмеяться, пусть даже сумбурного и сатиричного, мне не хватило. И да, история с тем, что литературный гений хочет подавать документы в математический вуз, а одаренный математик — в гуманитарный в аниме обыгрывается на полном серьезе, девушки рассказывают о своих мечтах и Юйга еще говорит: «О, у них серьезные намерения», а эпизод с рекомендацией, из-за которой он и начал им помогать скорее недоработка, поскольку потом об этой рекомендации забывают (ну или в Японии то, получишь ты рекомендацию или нет, зависит от того, будешь ли ты исполнять поручения директора:). Хотя возможно, аниме просто попало под раздачу моих несколько субъективных взглядов, ведь комедия и гарем — не мои жанры. В любом случае, если посмотришь и оно тебе понравится, обязательно поделись, чем именно.