🔮🎇 Почему не все аниме о волшебницах одинаковы: что такое «неправильные» махо-сёдзё и с чем их едят?🔮🎇

🔮🎇 Почему не все аниме о волшебницах одинаковы: что такое «неправильные» махо-сёдзё и с чем их едят?🔮🎇

Написать эту статью меня сподвиг недавний разговор с моей знакомой-анимешницей. Спросив, какой тайтл я собираюсь посмотреть в ближайшем будущем, она громко рассмеялась, когда я ответила ей: «Сайт волшебниц». «Ты что, до сих пор увлекаешся чем-то на подобии Сейлор Мун? Ну и ну!» — прозвучало из уст человека, которого я раньше считала хорошо разбирающимся в терминологии отаку. Действительно, чем «Сайт волшебниц» и другие похожие аниме отличаются от тех же «Сакура — собирательница карт» или «Токио Мяу Мяу»? Что такое «неправильные» махо-сёдзё и как их распознать? И главное — смогут ли они реанимировать аниме о волшебницах для аудитории, которой надоела детская предсказуемость? Чтобы разобратся в этом, попробуем поставить тайтлам, ломающим каноны жанра несколько вопросов и ответить на них.

Что такое «правильные» махо-сёдзё?

Для того, чтобы говорить об аниме, ломающих каноны этого жанра, нужно сначала кое-что прояснить о самом жанре. Возьмем простой пример: ничем не выделяющаяся девочка с Земли (да, в тайтлах подобного рода присутствуют и другие планеты, и пришельцы с них) знакомится с очаровательным зверьком, который дарит ей волшебную силу — и вуаля! — вчерашняя серая мышка становится волшебницей, спасающей мир от зла. Это и есть самое типичное и обобщенное описание сюжета аниме в жанре махо-сёдзё, ведь это тайтлы о девочке или девочках-волшебницах, сражающихся за все хорошее и против всего плохого. 

Какие главные шаблоны этого жанра?

Ни для кого не секрет, что у каждого анимешного жанра, будь то гаремник или фэнтези, есть свои шаблоны. Махо-сёдзё в этом вопросе преуспевают всех и вся, поскольку существует целый свод правил, которые делают тайтлы о волшебницах тайтлами о волшебницах (и которые потом нарушают такие аниме, как тот же «Сайт волшебниц», к которым мы еще вернемся):

В волшебницы принимают только девочек-подростков не старше восемнадцати лет

Волшебницы используют магию благодаря определенному предмету, который в большинстве случаев вынуждены всегда носить с собой

Волшебницам под угрозой строгого наказания нельзя раскрывать правду о том, что они волшебницы

Обычно волшебницы получают силу от говорящего зверька

Обязательным атрибутом любой уважающей себя волшебницы является «страшненькая», то есть, не владеющая магией подруга, на которую постоянно нападают злодеи, с которыми борется ГГ

Если волшебниц несколько, они в обязательном порядке работают в одной команде

И главное: у волшебниц все и всегда заканчивается хэппи-эндом. Другого исхода быть просто не может. Волшебницы рано или поздно получают все, чего хотят: если любовь — то взаимная и до гроба, если сражения со злодеем, пусть даже самым сильным — то только с победой в конце сезона, если внешний вид — то только безупречный. Возникает ощущение, что если главные героини типичных махо-сёдзё и сталкиваются с какими-то проблемами, они решаются будто бы по мановению волшебной палочки. 

Почему аниме этого жанра менее популярны, чем те же гаремники или фэнтези?

Хороший вопрос. Постараюсь ответить на него кратко — в нескольких тезисах:

Банальность. Махо-сёдзё в в большинстве случаев рассчитаны либо на маленьких детей, либо на витающих в облаках двенадцатилетних девочек. Они пропагандируют ценности старых-добрых сказок, руководствуются незримым принципом о «хэппи-энде любой ценой» и вообще кишат стереотипами. Поэтому сюжет таких тайтлов можно предугадать на несколько серий вперед.

• Архаистичность. Чего уж греха таить, махо-сёдзё были очень даже популярны в свое время — лет эдак двадцать назад. Но современным отаку такие аниме не интересны из-за того, что они не выдерживают конкуренции с другими, более захватывающими жанрами. 

Однобокость. Несмотря на детскую наивность и предсказуемость, многие тайтлы о волшебницах являются яркими представителями обильного фансервиса — взять хотя бы стандартное перевоплощение в колдунью-воительницу. Такие аниме редко имеют серьезный сюжет с глубоким контекстом, а образы героев иногда слишком уж стереотипны.

Что такое «неправильные» махо-сёдзё?

А теперь, собственно, к главной теме на повестке этой статьи. И ежу понятно, что если бы с «правильными», типичными представителями жанра все было в порядке, никто не нуждался бы в отклонениях от пусть надоевших, но работающих штампов. Но те махо-сёдзё, которые мы все помним и любим, уже отжили своё. Анимешники ХХI века в большинстве случаев обходят этот жанр стороной. Как результат — колоссальные убытки аниме-студий, которые занимались созданием и озвучкой махо-сёдзё-тайтлов (да, не поверите, и такие есть). Жанр про девочек-волшебниц хотели закрыть, ведь на нем все поставили жирный крест. Но не тут-то было! Мультипликаторы и аниматоры вдруг решили, что реинкарнация за счет некой деградации и отказа от былых канонов — это лучше, чем полное исчезновение. И вот, с 2011 года мы получили обновленный, ломающий каноны предыдущего жанр — деконструкцию махо-сёдзё.

Деконструкция в психологии, литературе или науке означает переосмысление. Это эдакая перезагрузка, разбирающая героя, сюжет или целую вселенную и вскрывающая предполагаемые внутренние противоречия между идеями, на которых основан объект исследования. Иными словами, «неправильные» махо-сёдзё всерьез решили разложить по полочкам и скрутить в бараний рог типичную концепцию аниме о волшебницах.

Каким образом «неправильные» махо-сёдзё ломают каноны жанра?

Ответ на этот вопрос окончательно поможет  отаку, которые не знакомы или плохо знакомы с махо-тайтлами разобраться, в чем же состоит деконструкция этого жанра. Итак:

«Здесь что-то не так». Даже если в  сюжете большинства представителей этой самой деконструкции сохранены первобытные каноны про волшебный предмет или инопланетного проводника, даже если история полностью подражает кавайно-мимимишным шаблонам, зритель получает четкий посыл: «Это не сказка о всепобеждающем добре». Такой приём весьма удачно использовали создатели Мадоки. Атмосфера во вселенной крайне напряженная, мы наблюдаем одну неожиданность за другой, нам не дают расслабиться. Это — верный признак «неправильного» махо-сёдзё. 

• Волшебницы не могут доверять тем, кто дарит им силу. В каноных махо-сёдзё девочки-воительницы воспринимают своих помощников, коими обычно являются либо волшебные животные, либо пришельцы с других планет, как друзей и советчиков, которые часто оказываются умнее самих героинь. Здесь ситуация в точности обратная — представители силы, которая приходит извне, либо ведут себя враждебно, либо что-то не договаривают. В самых жестоких интерпретациях они используют наивных девушек в собственных целях. Соответственно, доверять таким снобам нельзя.

Магия воспринимается как обильное зло. Если «Сейлор Мун» или «Сакура — собирательница карт» демонстрируют сражение двух сил — светлой и темной магии, то в тайтлах, ломающих стереотипы волшебство в принципе показано в негативном свете. Девушки становятся волшебницами добровольно-принудительно, плата за использование магии довольно высокая, то есть, владеть ею скорее невыгодно. Более того, миссии по борьбе с мнимыми врагами часто отодвигаются на второй план, а волшебницы используют силу, чтобы получать то, что им нужно. В таких тайтлах нет ярко выраженного антагониста, напротив, враги могут оказаться союзниками, а союзники — врагами.

• Насилие считается нормой. Новоиспеченных спасительниц иногда самих приходится спасать из-за того, что уровень допустимого насилия в подобных аниме чрезвычайно высокий. Плюс, многие из них изрядно давят на психику: присутствуют психически неуравновешенные герои, которые даже могут оказаться в рядах волшебниц, вводятся так называемые «бои без правил», когда девушки не могут одержать победу честным путем и т.д.

• Стёб над привычными канонами жанра. Некоторые тайтлы из числа деконструкции откровенно издеваются над шаблонами своих предшественников: в виде волшебного оружия герои используют панцушот, на боевые миссии отправляются парни в девчачьих нарядах, враги волшебниц выглядят как озабоченные психи, а не как благородные злодеи с не менее благородными мотивами, или, наоборот, сами воительницы примерным поведением не отличаются. Тут вступают в силу черный юмор и театр абсурда — это еще один верный признак того, что перед вами — «неправильное» махо-сёдзё. 

• Это вам не детская сказка. И главное, принципиальное отличие — на хэппи-энд надеяться бессмысленно. Нам дают понять, что стремлением к чистому и светлому тут и не пахнет, волшебниц ставят в тупиковую ситуацию, в которой против них вся вселенная словно в «Ромео и Джульетте», шансов как-то изменить ход событий практически нет. Нередко одна, несколько или даже все героини из команды погибают. Часто встречается невзаимная любовь  в противовес безоговорочно счастливому союзу волшебницы и ее возлюбленного в канонных тайтлах этого жанра, которая может привести к сумасшествию или преступлению.

Какие известные тайтлы были выпущены в жанре «неправильных» махо-сёдзё?

Тут фантазии есть где разгуляться.

Самый нашумевший тайтл — «Девочка-волшебница Мадока» и стал основоположником жанра деконструкции. Это аниме интересно тем, что до поры до времени оно успешно маскируется под кавайную историю, из-за чего любители поностальгировать по «Сейлор Мун» могут быть неприятно удивлены его дальнейшим исходом.

«Судьба: девочка-волшебница Илия» — совсем новенький тайтл, выпущенный в 2018 году. Это хороший пример того, как из типичного махо-сёдзё можно сделать нетипичную фантастику, затрагивающую довольно серьезные темы. 

Комедию «Трусько, Чулко и Пресвятой подвяз» стоит посмотреть тем, кто любит чёрный юмор с пошлыми шутками, отсылки к США и пародии на канонные махо-сёдзё.  

«Юная революционерка Утена» не совсем махо-сёдзё, но его однозначно стоит посмотреть хотя бы потому, что этот тайтл действительно ломает стереотипы, кроме того, его экранизацией занимался режиссёр большинства сезонов «Сейлор Мун». Он повествует о прекрасной девушке Утене, сражающейся за равенство и право привнести в мир некую революцию. Параллельно в аниме затрагиваются  темы однополой любви, инцеста и другие вещи, никак не сочетающиеся с детской историей.

А «Сайт волшебниц» — это вообще отдельная тема про стремление к высшему идеалу вперемешку со сломанной психикой, кровью и трупами. Тут буду немногословна, ведь в скором времени вы узнаете больше в подробном релизе этого тайтла.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

А вывод следующий: все в мире меняется со стечением обстоятельств. То, что было популярно двадцать лет назад, уже не популярно сейчас. То, что популярно сейчас, вряд ли останется востребованным через двадцать лет. Это закон природы, который мы не в силе изменить. Если в 90-их годах прошлого века был спрос на музыкальные кассеты, стиль хиппи и «Сейлор Мун» а-ля добрые и правильные аниме о девочках-волшебницах, то сейчас на фоне экономического кризиса во многих цивилизованных странах и экологической катастрофы недалекого будущего, про которую говорят во все столбы ученые и исследователи предпочтения общества меняются. Из-за этого и зародилась вся эта деконструкция. Махо-сёдзё не просто пытаются реанимировать для зрителей постарше, их пытаются сделать соответствующими нашему времени. Существует даже теория о том, что скоро классики о волшебницах не останется вообще. Чего уж там — не останется гаремников и фэнтези, которые опирались на старые, как мир, шаблоны анимешной индустрии. Но все меняется, а шаблоны надоедают, поэтому в итоге приходится менять и их. Лет эдак через двадцать любые жанры  (не только аниме), в основе которых лежит идеализм могут прекратить свое существование. Совершенно очевидно, что по мере того как реальность становится всё более мрачной,  истории, которые люди хотят видеть, приобретают всё более жестокие и беспощадные черты. Изменится ли жанр махо-сёдзё окончательно и бесповоротно? На этот вопрос ответить тяжело. Но одно известно точно — деконструкция таких аниме наложила свой отпечаток на их развитие в будущем. Мир меняется, меняемся и мы…

Один комментарий к “🔮🎇 Почему не все аниме о волшебницах одинаковы: что такое «неправильные» махо-сёдзё и с чем их едят?🔮🎇

  1. Статья — бред. И в прошлом веке выходили нестандартные махо-седзе, жанр никогда не стоял на месте. А еще сейчас бы говорить что деконструкции появились в 2011, автор про маи-химе и шамантик принцесс, наверное, никогда не слышал. Оформление статьи красивое, и слог не самый плохой, жаль автор в вопросе ни капельки не разобрался.

    Также очень смешно читать про то, какой новый подход афигенный, и видеть в примерах «неправильного махо-седзе» либо не махо-седзе (утена, труська и чулка), либо проходные тайтлы. И Мадоку. Но тут много ума чтобы знать ее не нужно. Могу десяток махо-тайтлов про которые ты говоришь: «не выдерживают конкуренции с другими, более захватывающими жанрами» назвать, что будут лучше твоего списка. Они, конечно, не будут специально выворачивать каноны жанра, зато рейтинг на мале у них выше хотя бы семи.

Добавить комментарий