Волчица и Черный принц — абъюзивные отношения уже не в моде

Волчица и Черный принц — абъюзивные отношения уже не в моде

Эта школьная романтическая комедия давно пылилась у меня на полке с пометкой «Запланировано», но я всегда обходила ее стороной. А когда посмотрела, поняла, что рецензия на нее обязательна к написанию и прочтению — чтобы не повторять ошибок героини, которая считает вредные отношения нормальными.


🧁 Очень краткий сюжет: 🧁

16-ти летняя Эрика Шинохара, изрядно уставшая от постоянной болтовни новых подруг о их бойфрендах и свиданиях, решает доказать, что ничем не хуже и мимоходом фотографирует первого попавшегося симпатичного старшеклассника, заявляя, что это ее парень. На беду, парнем с фотографии оказывается Сато Кёя — школьный кумир, на деле оказавшийся заносчивым и двуличным садистом. Кёя согласен подыграть Эрике и сделать вид, что они пара, но в обмен на это девушка должна стать его «верной собачонкой». В буквальном смысле.

🧁 Оправдывающие качества: 🧁

🧁Подруга главной героини. Аюми Санда — практически единственный здравомыслящий персонаж аниме, реально оценивающий происходящее с Эрикой и пытающейся наставить ее на путь истинный. Она дает подруге дельные советы и уговаривает ее не поддерживать отношения с абъюзером, по крайней мере, в начале, поэтому для меня она была одним из немногих героев, которым здесь хотелось сопереживать.

🧁Графика. Аниме действительно нарисовано ярко и красочно, с обилием жизнерадостных цветов и хорошей прорисовкой лиц и задников как для 2014-ого года, в лучших традициях сёдзё, но, увы, в самом сеттинге мало позитива и оптимизма.

🧁Ностальгия пубертатного периода. На тематических аниме-форумах я встречала много отзывов о том, что поведение главных героев характерно для большинства подростков в принципе, поэтому кто-то может узнать в их образах себя самого сейчас или когда-то. К тому же, в реальной жизни действительно хватает садистов и манипуляторов, так что тайтл имеет определенные претензии на реалистичность.

🍩 Что пошло не так? (В целом) 🍩

🍩Ложное представление о романтике. Начать длинную историю моей антипатии к сему тайтлу стоит, пожалуй, с того, что до недавнего времени отношения между господином-садистом и средненькой героиней, вынужденной ему подчинятся, были не то что нормой — излюбленным каноном в жанре сёдзё, который, напомню, рассчитан на девочек и девушек. В обществе, а, значит, и в аниме, было модно влюблятся в плохих мальчиков, а откровенные мерзавцы считались непонятыми миром самородками, которых нужно всего-то пожалеть и окружить заботой, и тогда они станут сущими няшками. Такая тенденция сохранялась вплоть до вспышки феминистичных настроев, поэтому аниме, снятое по манге 2011 года, вполне можно оправдать, ведь оно просто опиралось на популярный штамп. Но на сам штамп глаза нельзя закрывать ни в коем случае.

Итак, что мы имеем в концепции сюжета? Странную связь между старшеклассницей и принцем школы, которую пытаются передать как романтические отношения, но настоящей, пускай даже болезненной романтики в тайтле нет от слова совсем.

Зато, если постараться, можно найти у главной героини все признаки созависимых отношений: увидев, что Кёя откровенно плохо с ней обращается, и командует «Сидеть!», «Апорт!» и «Служить!» как настоящей собаке, у Эрики сначала срабатывает инстинкт самосохранения, но потом она с этим смиряется и в будущем воспринимает унижения и упрёки как должное. К тому же — куда без этого в абъюзтивных отношениях! — искренне верит в то, что «он ради меня изменится», а потому отказывает искренне любящему ее парню без садистских закосов. Все это дополняется комедийными моментами, перемешивается в куче томных взглядов и вздохов и в результате подается зрителю как норма жизни. Поведение Сато списывается на его детску травму, которую по уровню серьезности можно сравнить разве что с депрессией по поводу сломанного ногтя, чем нас пытаются заставить его оправдывать. Именно заставить — я лично никогда не поверю, что у такой пары все сложится благополучно. И вот почему.

🍩Несуществующий хэппи-энд. В целом реалистичный задел тут даже позитивный — из него можно сделать вывод, что не все распрекрасные принцы действительно так распрекрасны, как о них говорят. Если бы Эрика извлекла из этих отношений урок и без лишних истерик разорвала их, «Волчицу и черного принца» можно было бы считать поучительным аниме. Но вместо этого в тайтле они становятся настоящей, а не фиктивной парой, а в манге женятся и воспитывают дочь. И вот это уже выглядит ни разу не реалистично.

Все состоящие в абъюзтивных отношениях девушки надеяться на то, что им удастся перевоспитать возлюбленного, «вылепить» из него хорошего человека. Но на деле изменить взрослого человека со сформированными принципами практически нереально, и если на момент начала отношений его уже нужно менять, счастливыми  они вряд ли будут. К тому же любовь — взаимное чувство, и к развитию отношений оба партнёра должны прикладываться с одинаковой силой. Оскорблять возлюбленного, или, напротив, чрезмерно жертвовать всем ради него, не получая поддержки — не нормально и не здорово. Поэтому скорее всего Эрике и Кёе спустя пару лет такого брака пришлось бы обратится к семейному психологу, но мангака об этом интеллигентно умалчивает.

🍫 Что пошло не так? (В деталях) 🍫

🍫Герой и героиня — два сапога пара. И многие зрительницы на это покупаются, считая их отношения нормальными и даже счастливыми. Но если Сато еще можно считать цельным персонажем с каким-никаким прогрессом личностного роста в конце тайтла, то Эрика, являющаяся абсолютной ровней своему семпаю по количеству отрицательных черт, не исправляется ни на йоту. Она не понимает, что во многом сама создала себе проблемы и не делает ничего, чтобы переосмыслить и исправить это. Вот вам авторский мини-бомбёж на тему того, почему ей настолько трудно симпатизировать, хоть она и сделана так, чтобы привлечь максимальное количество зрительниц:

🍫Для Эрики безумно важно, чтобы у нее все было «как у людей»: нормальные подружки, хороший парень и отличные оценки, вот только она не собирается прикладывать к этому какие-либо усилия и ждет, пока успех свалится ей на голову;

🍫Пускать пыль в глаза, запутывать и врать — ее любимое занятие;

🍫Она готова практически на что угодно, чтобы не быть в классе «белой вороной» — к примеру, подружиться с рандомными людьми и встречаться с парнем-садистом, потому что других кандидатур не предвидится, а быть единственной в компании без бойфренда — не комильфо;

🍫Шинохара любыми способами пытается удержать внимание, по сути, совершенно не дорожащих ею людей, а о своей настоящей подруге со средней школы вспоминает только тогда, когда ей от нее что-то нужно;

🍫Чувства собственного достоинства у нее нет и в помине, зато она тщеславная, эгоистичная и довольно глупая, что делает ее идеальной жертвой манипуляций Сато.

🍫Нераскрытый потенциал Кусакабы. Кусакаба-кун — единственный откровенно позитивный по отношению к Эрике мужской персонаж аниме, который действительно мог быть стать для нее хорошей парой, выбить из ее головы всю эту мазохистскую дурь и показать, что такое забота и уважение, но Шинохара бессовестно пренебрегла его чувствами. А теперь внимание, вопрос: ЧЕМУ учат юных девушек создатели такого аниме? Тому, что отвергать любящего человека ради крутого собственника-садиста — это модно и все должны так делать? Присутствие такого позитивного героя в таком неоправданно жестоком в плане отношений аниме только усугубляет ситуацию, ведь с ним у героини появляется возможность вырваться из абъюзтивных отношений и построить нормальные, но в результате она просто плошает в очередной раз. 

🍡 Выводы: 🍡

Аниме «Волчица и чёрный принц» стало в принципе первым брошенным в моем списке. Даже «Ангел кровопролития» оказался лучше, ведь его я досмотрела до конца. Все, из чего состоит сей тайтл — это огромная куча плохих, абъюзтивных, дисфункциональных, в каком-то смысле и при регулярном применении даже самоубийственных идей, которые навязываются нам через отношения Эрики и Кёи. Ведь, если разобраться, то ни в аниме, ни в их отношениях нет ничего милого и романтичного, а есть только постоянные упрёки, унижения и прямо-таки клинический случай абъюза.

По этой причине я бы ни в коем случае не рекомендовала это аниме девушкам 12-14-ти лет, которые, насмотревшись подобных «шедевров» японской анимации в жанре сёдзё и вправду могут решить, что садиста можно и нужно перевоспитать в няшку-красавчика с добрым сердцем. Мое мнение вы узнали — если вам действительно нравится «Волчица и черный принц», я была бы рада услышать в комментариях идеи, почему, а если не желаете беречь нервы или любите психологический садо-мазохизм на минималках, можете смело смотреть.

Волчица и Черный принц — абъюзивные отношения уже не в моде: 3 комментария

  1. Потрясающий разбор! очень, очень люблю когда на сюжетные штампы которые мы принимаем как должное, смотрят реалистично и критично. Мне самой и книги и аниме и сериалы, где «плохие парни» это объекты вожделения, в школьном возрасте привили странное понимание романтики, так что подписываюсь под каждым словом, особенно о том что в реале такой парочке наверное понадобится психотерапия 🤡.
    В 2020-м году нам всем стоит быть более критичными к тайтлам с пейрингами, в которых из динамики обидчика-жертвы якобы вырастает любовь. Да и от героев стоит требовать больше, а то абьюзера не оправдывает какая-то мелкая травма из детства, точно так же как противную девушку не оправдывает роль жертвы

  2. @julonok спасибо:) Я знала, что встречу под этой рецензией комментарий здравомыслящего человека. Разрушающие штампы уже поднадоели многим анимешникам, которые выросли из возраста, в котором дисфункциональные отношения можно романтизировать, и на собственном опыте убедились, что ничего хорошего в этом нет, поэтому сейчас таких тайтлов, к счастью, становится все меньше.

Добавить комментарий